Культура

«Используют как политический инструмент»: в сети отреагировали на решение Метрополитен-музея переименовать картину Дега

Метрополитен-музей в Нью-Йорке под давлением украинских активистов принял решение переименовать картину французского художника Эдгара Дега «Русская танцовщица» в «Танцовщицу в украинском наряде». Ранее подобное решение приняла Лондонская национальная галерея, также изменив название другого полотна импрессиониста. Президент Российской академии архитектуры Дмитрий Швидковский назвал это попыткой изменить историческую реальность. Раскритиковали решение Метрополитен-музея и пользователи сети, некоторые из которых обратили внимание на то, что на момент написания картины Украины даже не существовало как государства.

«Используют как политический инструмент»: в сети отреагировали на решение Метрополитен-музея переименовать картину Дега

  • © AP / Gettyimages.ru

Нью-йоркский Метрополитен-музей изменил название картины французского художника-импрессиониста Эдгара Дега «Русская танцовщица» на «Танцовщица в украинском наряде». Это решение было принято после требований украинских активистов. Теперь описание полотна гласит, что «тема картины отражает всплеск интереса во Франции к искусству и культуре Украины, входившей тогда в состав Российской империи, после заключения в 1894 году Франко-русского союза».

По мнению президента Российской академии архитектуры, вице-президента Российской академии художеств, доктора искусствоведения Дмитрия Швидковского, это недостойное поведение, изменяющее историческую реальность.

«По-моему, это просто какое-то сумасшествие, сумасшествие ненависти, — заявил специалист в беседе с RT. — В конце концов, нам от этого ни плохо ни хорошо, но, на мой взгляд, это абсолютно недостойное и невозможное поведение, изменяющее историческую реальность. Дега назвал эту картину именно так («Русская танцовщица». — RT), потому что он очень хорошо знал балет, им увлекался всю жизнь и знал о качестве русского балета в это время. Потому такое название и было, отвечавшее действительности. Это зафиксированный культурный факт — название его картины. А переименование… Я даже не знаю, был ли такой случай в истории искусства».

К слову, такой случай был, причём с работой всё того же Дега — в апреле 2022-го Лондонская национальная галерея переименовала полотно «Русские танцовщицы» в «Украинские танцовщицы». Решение было принято из-за многочисленных призывов украинских активистов в социальных сетях. Тогда представитель галереи заявил, что подобное решение обсуждалось и ранее, но наступил «подходящий момент», чтобы воплотить его в жизнь.

«Это ведь достаточно смешно, в общем-то. Они могли бы заняться чем-нибудь более важным. Но в то же время как проявление ненависти к нашей стране и к нашей культуре это чудовищно. Это ставит тех, кто это делает, вне культуры и вне истории», — считает Дмитрий Швидковский.

Пользователи сети также выразили своё негодование по поводу нового переименования. В Twitter многие называют произошедшее безумием. «Разве слово не за художником? Не знаю. Конечно, Дега давно умер, но если он так называл картину, то это вопрос вовсе не политический», — написал один из авторов.

«Дега был одним из самых потрясающих художников, писавших человеческое тело в движении. Он уделял особое внимание изящным изображениям искусства танца, выполненным с натуры. А теперь больная разлагающаяся культура использует его в качестве дешёвого политического инструмента. Стыд и позор», — говорится в возмущённом комментарии.

«Что ж, если музей стал политизированным, то никаких ему больше пожертвований», — пишет ещё один пользователь.

Кроме того, многие в интернете отмечают, что во время жизни Дега Украины как страны ещё не существовало. «Обратите внимание, что картина написана в 1899 году. Стоит отметить, что (согласно исторической справке из Википедии) Украина была образована лишь после революции 1917 года в России», — пишет другой автор. 

«А? При жизни Дега Украины ещё даже не существовало», — вторит ему ещё один пользователь площадки.

Ещё в марте 2022 года Владимир Путин говорил о прогрессирующей на Западе дискриминации всего, что имеет отношение к России. «Сегодня пытаются отменить целую тысячелетнюю страну, наш народ. Говорю о прогрессирующей дискриминации всего, что связано с Россией, об этой тенденции, которая разворачивается в ряде западных государств», — заявил он.

Попытки отмены российской культуры на Западе остаются регулярными. Так, в начале февраля 2023 года руководство Международного фестиваля Pianistico в Италии по просьбе украинских дипломатов отменило два концерта пианиста Дениса Мацуева в городах Брешиа и Бергамо.

Ранее концерты Мацуева были также отменены в Швейцарии, Австрии, США и Японии. Причём в Стране восходящего солнца пианист должен был выступать с симфоническим оркестром Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.

С начала СВО многие российские деятели искусства подверглись отмене за границей. В первую очередь те, кто поддержал решение властей или хотя бы не выступил с осуждением действий России. Так, в Эстонии был уволен режиссёр Русского театра Филипп Лось за сравнение жизни русских в Прибалтике с положением евреев во время Второй мировой войны. Оперную певицу Анну Нетребко уволили из Баварской государственной оперы и Метрополитен-оперы, а Гергиев покинул Мюнхенский филармонический оркестр и был отстранён от участия в американском туре Венского филармонического оркестра. Кроме того, руководство Карнеги-холла отменило выступления Гергиева с Мариинским театром.

Министр культуры Польши весной 2022-го потребовал исключения русской культуры из публичного пространства.

При этом не весь Запад выступает против русской культуры. Миланский театр Ла Скала открыл сезон оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Премьера прошла с аншлагом и собрала множество гостей, включая премьер-министра Италии Джорджу Мелони, президента Серджо Маттареллу, главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен и других.

Несмотря на давление, оказанное на театр, директор Ла Скала Доминик Мейер не стал менять программу, уточнив, что репертуар не направлен против Украины и формировался ещё три года назад: в него также включены «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Чайковского в постановке Рудольфа Нуреева. А главный дирижёр Рикардо Шайи заявил, что отказываться от Мусоргского и Пушкина — всё равно что отказываться от Шекспира и Данте.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»