Макроэкономика

«Оказались гораздо более сильными»: как экономика России успешно адаптируется к новым условиям под давлением санкций

В 2022 году на фоне беспрецедентного внешнего давления экономика России сократилась лишь на 2,2%, что оказалось даже меньше, чем в пандемийном 2020-м и кризисном 2009-м. Менее чем за 12 месяцев против Москвы было введено почти 11 тыс. санкций. На этом фоне изначально многие специалисты прогнозировали падение валового внутреннего продукта страны в пределах 10—20%. Впрочем, как подчеркнул президент РФ Владимир Путин, фундаментальные основы экономики страны оказались более сильными, чем представлялось недружественным государствам, и задуманный Западом блицкриг провалился. В результате уже в 2023 году ВВП может вернуться на траекторию роста. За счёт чего Россия сумела быстро адаптироваться к новым условиям — в материале RT.

«Оказались гораздо более сильными»: как экономика России успешно адаптируется к новым условиям под давлением санкций

  • РИА Новости
  • © Евгений Биятов

В 2023 году экономика России может вновь вернуться на траекторию роста. К такому выводу пришли специалисты Международного валютного фонда (МВФ) в своём недавнем исследовании.

Согласно докладу, по итогам текущего года объём ВВП страны может увеличиться на 0,3%, хотя ещё в октябре аналитики МВФ прогнозировали падение на 2,3%. Более того, уже в 2024-м показатель способен прибавить сразу 2,1%, а не 1,5%, как предполагалось ранее.

Экономика будет восстанавливаться быстрее после того, как прошла кризисный период лучше ожиданий, следует из материалов фонда. Так, в 2022 году российский ВВП сократился лишь на 2,2%, тогда как ещё весной ряд специалистов оценивали возможный обвал в 10—20%.

Любопытно, что произошедший спад оказался даже меньше, чем в пандемийном 2020-м (2,7%) и кризисном 2009-м (7,8%). По словам президента России Владимира Путина, в прошлом году в отношении страны была развёрнута беспрецедентная санкционная агрессия с целью «в сжатые сроки смять нашу экономику». Впрочем, как подчеркнул глава государства, эти планы в итоге потерпели крах.

«Блицкрига против российской экономики не состоялось… ничего не развалилось, и фундаментальные основы существования российской экономики и самой Российской Федерации оказались гораздо более сильными, чем кто-то об этом думал — даже, может быть, мы сами», — заявлял Владимир Путин.

  • РИА Новости
  • © Михаил Климентьев

Напомним, ещё с конца 2021 года Россия пыталась договориться с США и НАТО по гарантиям безопасности. Среди прочего Москва предлагала Западу отказаться от расширения Североатлантического альянса на восток и принятия Украины в состав блока. В начале 2022-го стороны провели серию переговоров, но так и не пришли к консенсусу, поскольку Вашингтон фактически отверг предложения РФ.

Тем временем в Донбассе начала резко обостряться обстановка из-за провокаций со стороны Киева. В результате в конце февраля президент России Владимир Путин объявил сперва о признании Донецкой и Луганской народных республик, а затем — о начале специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР от агрессии со стороны Украины. В ответ США, Евросоюз и ряд других государств стали вводить против Москвы масштабные экономические санкции.

В общей сложности за прошедшие 11 месяцев недружественные страны ввели уже свыше 10,9 тыс. антироссийских рестрикций. При этом всего в отношении РФ сейчас действует почти 13,7 тыс. ограничительных мер — больше, чем против Ирана, Сирии, КНДР, Белоруссии, Венесуэлы, Мьянмы и Кубы, вместе взятых. Об этом свидетельствуют материалы глобальной базы данных по отслеживанию санкций Castellum.AI.

Ограничения, в частности, коснулись банковского, финансового и энергетического секторов, а также авиации и торговли. Наряду с этим была заморожена почти половина золотовалютных резервов России (на $300 млрд), а многие международные компании объявили о своём уходе из РФ.

Первоначально действия Запада спровоцировали эмоциональную реакцию финансового и потребительского рынков России. В результате курс рубля обвалился до рекордных значений, население стало массово скупать продукты и товары, а поставки зарубежной продукции в страну резко сократились. На этом фоне уже в апреле инфляция в годовом выражении ускорилась почти до 18% — максимального уровня за последние 20 лет.

Для нормализации обстановки в экономике правительство по поручению президента утвердило план первоочередных мер из более чем 300 различных инициатив. Речь идёт, например, о кредитных каникулах и льготных займах для компаний, моратории на проверки предприятий, а также налоговых послаблениях для гостиничного сектора и IT-отрасли.

«Компании стали получать в основном ту помощь, которая была наиболее востребованной во время пандемии. Так, бизнесу в том числе предоставили отсрочку платежей по страховым взносам, что помогло предприятиям серьёзно сэкономить на издержках», — рассказал RT руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.

Кроме того, для сдерживания инфляции кабмин запретил экспорт некоторых товаров, предоставил субсидии аграриям и легализовал так называемый параллельный импорт. Этот механизм позволил ввозить в страну оригинальную зарубежную продукцию без согласия правообладателей.

  • РИА Новости
  • © Наталья Селиверстова

Центральный банк, в свою очередь, временно повышал ключевую ставку до 20% годовых, ограничил вывод капитала за рубеж и ввёл временный порядок обращения наличной валюты в стране. Также действия регулятора позволили обеспечить стабильную работу банковского сектора на фоне отключения российских финорганизаций от международных платёжных систем.

«ЦБ начал готовиться ещё после первой волны санкций 2014 года. Так, в России появилась система быстрых платежей, система передачи финансовых сообщений и ещё масса других инструментов, которые дали возможность нашему финсектору работать автономно даже при самых жёстких санкциях», — отметил в беседе с RT председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

В итоге за счёт принятых руководством страны мер инфляция в России начала замедляться и по итогам 2022 года опустилась ниже 12%. Тем временем импорт стал постепенно восстанавливаться, а ситуация на валютном рынке стабилизировалась. Причём рубль не только полностью отыграл санкционные потери, но и в определённый момент даже сумел укрепиться до рекордных за последние годы значений.

«Если хочешь нанести ущерб государству, то нужно бить именно по валюте. Недружественные страны именно так и сделали, но наши власти сдержали удар и не допустили валютного хаоса. Сейчас рубль находится в комфортном коридоре, который подходит населению, бюджету и экономическим агентам», — пояснил в разговоре с RT директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Деловой подход

По словам Георгия Остапковича, важную роль для экономики сыграла именно оперативная подстройка бизнеса под новые реалии. На фоне санкций и ухода с рынка целого ряда иностранных партнёров компании приняли новые схемы управления, что позволило сохранить занятость.

Так, согласно последним подсчётам Росстата, если в конце 2021 года уровень безработицы в России составлял 4,3%, то в ноябре 2022-го показатель опустился до 3,7%. Достигнутое значение стало самым низким за весь постсоветский период.

Отметим, что российские предприниматели стали выкупать активы уходящих из страны зарубежных организаций. Причём новые собственники бывших подразделений иностранных компаний действовали оперативно и уже к началу сентября смогли возобновить работу примерно 90% таких предприятий. Это позволило сохранить около 150 тыс. рабочих мест, подсчитали в Центре стратегических разработок (ЦСР).

«Данные о состоянии российской экономики дают основания полагать, что в национальном масштабе заявления об уходе зарубежного бизнеса из России не оказывают разрушительного влияния на экономику страны… вопреки заявлениям некоторых зарубежных политиков», — отмечается в исследовании ЦСР.

Между тем большинство иностранных компаний по-прежнему продолжают работать в России. Так, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, всего на рынке страны предпочли остаться почти 76% иностранных организаций, что может «говорить о многом».

«Они верят в хорошие перспективы развития экономики нашей страны, их устраивает деловой климат. Те, кто ушли, терпят миллиардные издержки», — написал Володин в своём Telegram-канале.

Между тем многие российские компании после ухода части западных конкурентов смогли нарастить выпуск своей продукции, отметил Анатолий Аксаков. По его словам, речь идёт, например, о таких отраслях, как машино- и приборостроение, а также электротехника.

«Наш бизнес стал занимать освободившиеся ниши, в результате чего активизировалось импортозамещение. То есть конкретно в данном контексте санкции даже пошли на пользу. Ушедшие иностранные компании потеряли лакомый кусок, а возвращаться будет труднее. Часть наших предприятий уже научились работать на уровне зарубежных фирм. Также к нам сейчас активно приходят партнёры из Китая, Турции и других государств», — добавил депутат.

Торговая перестановка

В рамках своей санкционной риторики западные государства в 2022 году начали отказываться от закупок российской нефти, а в декабре даже установили потолок цен на сырьё из РФ. Свои действия недружественные страны объяснили желанием снизить энергозависимость от России, ограничить доходы Москвы от продажи углеводородов и тем самым оказать давление на Кремль.

«Абсолютно тупое решение… Те, кто нам что-то навязывает, не в том положении находятся сегодня, чтобы диктовать нам свою волю», — предупреждал Владимир Путин.

В ответ на действия Запада Россия прекратила поставлять свою нефть тем, кто присоединился к ценовым ограничениям, и стала активно перенаправлять экспорт энергоносителей в дружественные страны. Речь идёт о государствах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Африки и Латинской Америки.

«При нынешнем уровне потолка цен на нефть… экспорт российской сырой нефти, как ожидается, существенно не пострадает, поскольку российская торговля перенаправлена из принявших санкции стран в государства, не вводившие ограничения», — констатировали в МВФ.

  • РИА Новости
  • © Виталий Тимкив

При этом любопытно, что инициаторы торговых ограничений против российской энергетики в итоге столкнулись с нехваткой сырья и ажиотажным ростом цен на топливо. Аналогичное положение дел можно было наблюдать и в других сферах, в результате чего инфляция на Западе выросла до максимальных значений за последние десятилетия.

«Оказалось, что заместить нашу продукцию не так уж и просто, и в первую очередь это жизненно необходимые товары. Сегодня мы занимаем ведущие позиции в мировом экспорте не только нефти (11%), но и газа (17,4%), пшеницы (17,2%), калийных удобрений (20%), аммиака (30%) и ряда других товаров. Таким образом, Россия, которая ещё в 2021 году занимала только 1,85% мирового ВВП (в текущих ценах), сейчас стала большой проблемой в плане импортозамещения уже для недружественных стран», — рассказала RT доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская.

Социальный ориентир

Примечательно, что даже на фоне беспрецедентного внешнего давления на экономику России уровень бедности в стране продолжил снижаться. По последним оценкам Росстата, за год количество малоимущих людей уменьшилось с 16 млн до 15,3 млн, а доля такого населения сократилась с 11 до 10,5%.

«Снижение действительно небольшое, но важно, что в нынешней непростой экономической ситуации такая определённая позитивная динамика есть. Её нужно сохранить», — отмечал ранее Владимир Путин.

По его словам, снижение числа малообеспеченных россиян во многом связано с мерами государственной поддержки населения. Так, в 2022 году заработала программа выдачи пособий нуждающимся семьям с детьми до 17 лет. Помимо этого, были дважды проиндексированы пенсии, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум (ПМ), в результате чего вырос и объём многих социальных выплат.

Более того, с 1 января и 1 февраля размеры пенсий, МРОТ, ПМ и ряда выплат были дополнительно увеличены. Также в стране заработало универсальное пособие для нуждающихся семей с детьми.

«В контексте снижения бедности меры господдержки играют определяющую роль. Помощь от государства стала более значительной и адресной для граждан с низкими доходами. Более того, власти проводят и другие социальные программы, направленные, например, на поддержку занятости», — отметил Никита Масленников.

В целом, как полагает эксперт, в 2023 году российская экономика способна показать рост в пределах 1%. При этом уже в 2025-м страна может полностью выйти на докризисный уровень, не исключил эксперт.

«Конечно, темпы восстановления можно и ускорить. Во многом это будет зависеть от эффективности экономических программ и стимулирования частных инвестиций», — заключил Масленников.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»