Общество

«В импортозамещённом облике»: как реализуется программа по созданию самолёта SSJ New

В «Ростехе» сообщили, что в Новосибирск для проведения сертификационных испытаний был доставлен планер пассажирского ближнемагистрального самолёта SSJ New. В госкорпорации уточнили, что на первом этапе статических тестов крыло, фюзеляж и другие элементы воздушного судна будут проверены на различные типы нагрузки. SSJ New — это импортозамещённая версия лайнера Sukhoi Superjet 100. По словам аналитиков, на сегодняшний день российская промышленность способна обеспечить лайнер всем необходимым.

«В импортозамещённом облике»: как реализуется программа по созданию самолёта SSJ New

  • Sukhoi Superjet 100
  • РИА Новости
  • © Илья Наймушин

В Новосибирск для проведения прочностных испытаний доставлен планер нового российского гражданского авиалайнера Sukhoi Superjet New (SSJ New), сообщили в пресс-службе госкорпорации «Ростех».

«Планер импортозамещённого самолёта SSJ New, изготовленный в производственном центре корпорации «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре Объединённой авиастроительной корпорации специально для прохождения статических испытаний, доставлен в Новосибирск», — рассказали в компании.

Сертификационные испытания будут проходить в отделении усталостной и статической прочности Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина (СибНИА), который входит в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Жуковского».

Как уточнили в «Ростехе», испытания планера SSJ New выполняются для подтверждения его статической прочности и определения условий безопасной эксплуатации. Проведение тестов обусловлено конструктивными изменениями в крыле и фюзеляже самолёта, переходом на двигатели ПД-8 и установкой шасси новой конструкции.

На первом этапе тестов в СибНИА будут испытаны на различные типы нагрузки крыло, фюзеляж, узлы навески стоек шасси, а также пилон и узлы крепления ПД-8.

  • Планер SSJ New прибыл в Новосибирск для испытаний
  • © Ростех

Как уточнил гендиректор корпорации «Иркут» и замглавы ОАК по гражданской авиации Андрей Богинский, этот этап испытаний планируется завершить осенью 2023 года.

«Наш производственный центр в Комсомольске-на-Амуре отгружает уже второй планер для проведения наземных испытаний самолёта SSJ New, первый планер был доставлен в ЦАГИ в июле прошлого года. Завершить первый этап статических испытаний в СибНИА мы планируем уже осенью этого года, полученные результаты наряду с итогами лётных испытаний будут использованы для сертификации самолёта в новом, импортозамещённом облике. Получение от Росавиации соответствующих одобрений главных изменений в конструкцию планируется до конца 2023 года», — приводит его слова пресс-служба «Ростеха».

Как сообщалось ранее, в ноябре 2022-го модель SSJ New с двигателями ПД-8 прошла испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Жуковского (ЦАГИ). Лётные испытания лайнера и новый этап работ в ЦАГИ запланированы на 2023 год.

Обновлённый Superjet

Напомним, SSJ New является новой версией ближнемагистрального самолёта Sukhoi Superjet 100, который уже более десяти лет эксплуатируется авиакомпаниями.

Согласно данным Транспортно-клиринговой палаты, по итогам 2019 года на SSJ-100 пришлось свыше 51% суммарного пассажирооборота, выполненного российскими авиаперевозчиками на всех гражданских региональных реактивных и турбовинтовых самолётах.

  • Кабина SSJ-100
  • РИА Новости
  • © Кирилл Каллиников

Однако после введения Западом санкций против России эксплуатация этого лайнера осложнилась. Дело в том, что Superjet создавался в рамках широкой кооперации с иностранными компаниями, поэтому многие его ключевые компоненты были разработаны за рубежом.

Такой подход был обусловлен тем, что в начале 2000-х годов большинство отечественных производителей систем и авионики ещё не были готовы к поставкам компонентов для SSJ-100, которые можно было бы сертифицировать по ужесточившимся авиационным правилам, поясняли в «Ростехе». В частности, двигатели SaM146 создавались российским предприятием «ОДК-Сатурн» совместно с французской компанией Snecma.

Однако за прошедшие годы ситуация кардинально изменилась: российские предприятия прошли модернизацию и теперь в условиях санкций могут стать альтернативой иностранным поставщикам, сотрудничество с которыми оказалось невозможным в новых условиях.

Как отмечают аналитики, одним из главных нововведений в SSJ New стала именно замена двигателя. Лайнер будет оснащаться отечественным силовым агрегатом ПД-8, разработанным предприятиями Объединённой двигателестроительной корпорации.

Стендовые испытания первого опытного ПД-8 завершились в мае 2022 года, а в декабре стартовали лётные испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. 

Системы бортового радиоэлектронного оборудования для SSJ New разрабатывают предприятия АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (входит в «Ростех»), а систему электроснабжения — Уфимское агрегатное производственное объединение. В свою очередь, уфимское НПП «Молния» занимается разработкой системы контроля вибрации двигателей, вычислителя комплексной системы кондиционирования воздуха и сигнализатора обледенения.

По словам генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова, в новом самолёте будет заменено порядка 97% иностранных компонентов. При этом часть оборудования будет унифицирована с новейшим российским авиалайнером МС-21.

Как отмечали в госкорпорации, импортозамещение не единственная цель создания новой версии SSJ. Разработчики также намерены за счёт внедрения отечественных систем нового поколения повысить общую эффективность воздушного судна.

Стоит отметить, что на создающийся самолёт уже есть спрос среди авиакомпаний. В сентябре 2022-го ОАК и компания «Аэрофлот» заключили соглашение о намерении поставить в период с 2023 по 2030 год 339 самолётов российского производства. Среди них — 89 SSJ New.

Первые лайнеры должны быть поставлены компании уже в текущем году, о чём ранее сообщил Чемезов.

«В 2023 году запланирован первый полёт SSJ New с российскими двигателями ПД-8 и начало серийного производства. Первые машины пойдут в авиакомпании группы «Аэрофлот»: в планах на 2023 год — поставка двух самолётов, а в последующие годы — выход на темп по 20 авиалайнеров ежегодно», — сказал глава «Ростеха».

В свою очередь, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на совещании президента с членами правительства 11 января сообщил, что в 2023—2025 годах запланированы поставки «Аэрофлоту» 63 самолётов: 34 SSJ New, 18 МС-21 и 11 Ту-214.

  • ПД-8
  • РИА Новости
  • © Евгений Биятов

«Промышленность на подъёме»

Как напомнил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, работы по созданию SSJ-100 начались в трудные годы для отечественной авиаотрасли.

«Самолёт SSJ-100 и вся его идеология закладывались ещё в начале и середине 2000-х годов. Это были тяжёлые времена: наша авиационная промышленность лежала на боку и не была готова к реализации столь амбициозного проекта, как современный гражданский лайнер. Поэтому были привлечены иностранные компании, которые предоставили свои комплектующие. В результате, несмотря на то что Superjet на 100% был отечественной разработкой, он был начинён иностранной продукцией. Это касалось и двигателя», — пояснил Гусаров в разговоре с RT.

Однако со временем стало очевидно, что у такого международного взаимодействия есть множество минусов, констатировал специалист.

«Как оказалось, зарубежные партнёры не очень охотно участвовали в развитии этого проекта. Кроме того, «детские болезни» SSJ были связаны с теми самыми импортными комплектующими. Иностранные компании задирали очень высокие цены на них. Ещё до введения санкций стало понятно, что нужно потихоньку искать альтернативу импортным поставщикам. А в 2022 году появилась необходимость уже полного импортозамещения», — отметил аналитик.

По словам заместителя главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимира Попова, новый Superjet создаётся уже полностью на отечественной промышленной платформе.

«Производство будет налажено на российской базе, со всеми нашими комплектующими. Ключевой момент — это замена силовых установок на отечественные двигатели ПД-8. Это будет качественный российский продукт, который ни в коей мере не будет уступать иностранным аналогам. Система управления, жизнеобеспечения, наддува, вентиляции, гидросистема и прочее будут также российскими», — сказал собеседник RT.

По мнению Романа Гусарова, сегодня в подобной кооперации с западными компаниями больше нет необходимости и Россия вряд ли вернётся к этому опыту. За последние годы, как подчёркивает специалист, была проведена гигантская работа по модернизации предприятий, развитию технологий и обучению кадров.

«На сегодняшний день я не вижу каких-либо комплектующих и двигателей, которые не смогли бы создать наши инженеры: российская авиационная промышленность находится на подъёме», — заключил аналитик.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»