Токсичные инвестиции: Китай сократил вложения в госдолг США до 13-летнего минимума
Китай сократил вложения в госдолг США до минимального значения с 2010 года. Согласно последним оценкам Минфина США, в мае объём китайских инвестиций в американские долговые бумаги уменьшился на $22,2 млрд — до $846,7 млрд. Охлаждение интереса инвесторов к активу эксперты связывают с рекордным повышением процентных ставок в Соединённых Штатах, а также желанием КНР обезопасить собственные средства. После того как Запад заморозил значимую часть золотовалютных резервов России, Пекин стал искать альтернативные пути сохранения своих сбережений. Как полагают аналитики, этому могут последовать и другие страны.
- Gettyimages.ru
- © AlexSava
Объём инвестиций Китая в государственные облигации США (трежерис) опустился до рекордно низкого уровня за последние 13 лет. Об этом свидетельствуют последние данные американского Министерства финансов.
Как говорится в материалах ведомства, в мае 2023 года КНР снизила вложения в казначейские ценные бумаги Штатов на $22,2 млрд — до $846,7 млрд. В последний раз аналогичное значение можно было наблюдать в июне 2010-го.
Отметим, что трежерис Минфина США представляют собой долговые обязательства, выплата по которым гарантируется американским правительством. Различные компании, государства и частные инвесторы приобретают эти ценные бумаги по определённой стоимости и в дальнейшем получают по ним стабильный доход в виде процентов. Другими словами, держатели гособлигаций предоставляют свои деньги в долг экономике Соединённых Штатов.
Помимо Китая, основными кредиторами в настоящий момент являются Япония (страна держит в трежерис около $1,09 трлн), Великобритания ($666,6 млрд), Бельгия ($335,5млрд), Люксембург ($333,9 млрд) и Швейцария ($304,4 млрд).
Примечательно, что ещё в 2018 году Пекин вложил в американские долговые бумаги больше $1,1 трлн и был на тот момент самым крупным держателем госдолга США. Впрочем, в 2019-м Япония обогнала КНР по вложениям в актив. Тогда Китай начал выводить средства из экономики США на фоне развернувшегося торгового противостояния со Штатами.
Затем сторонам удалось урегулировать конфликт и на протяжении двух лет азиатская республика ещё удерживала в трежерис от $1 трлн до $1,1 трлн своих резервов, однако в 2022-м ситуация вновь начала меняться. По данным Минфина США, объём американских трежерис на руках у Пекина планомерно сокращался до марта 2023-го, затем КНР в течение двух месяцев незначительно наращивал вложения, а в мае показатель вновь начал падать.
«Судя по динамике объёма вложений, текущая политика продаж напрямую обусловлена монетарной политикой ФРС страны. Экономический смысл продаж американского госдолга в мае — ожидание инвесторов повышения ставок в США», — объяснил RT эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк.
Федрезерв США весной 2022 года начал уверенно ужесточать кредитно-денежную политику для борьбы с ростом потребительских цен в стране. С марта 2022 по май 2023 года американский регулятор поднимал свою ставку десять раз подряд (с 0—0,25 до 5—5,25%) и довёл её до самого высокого уровня за последние 16 лет. Затем в ходе последнего заседания в середине июня этого года руководство ФРС решило взять паузу и сохранить ставку на текущем уровне — 5,25%.
Традиционно повышение ставки выступает одним из главных мер в сдерживании инфляционных рисков. В результате роста ставки увеличивается стоимость заёмных средств для бизнеса и населения. На этом фоне предприятия и граждане начинают отказываться от кредитных денег, что приводит к ослаблению экономической активности, но оказывает давление на цены. Одновременно за счёт действий регулятора проценты по новым трежерис растут, а стоимость ранее купленных бумаг снижается, объяснил в беседе с RT аналитик Freedom Finance Global Роман Лукьянчиков.
«В условиях, когда ожидается дальнейшее падение стоимости гособлигаций США, Китай принял решение избавиться от части удерживаемых позиций. КНР придерживается взвешенной стратегии диверсификации своих резервов. Политический фактор также присутствует: Пекин не исключает вероятности заморозки своих вложений американскими властями», — добавил аналитик.
Санкционный бумеранг
После начала специальной военной операции на Украине США, ЕС и другие союзники ввели против Москвы уже более 13,8 тыс. различных ограничений. Рестрикции затронули энергетическую отрасль, торговлю, автомобилестроение, авиацию и банковский сектор.
Любопытно, что ещё до наложения беспрецедентного количества санкций Россия практически свела на нет свои вложения в американский госдолг. Так, в конце 2017 года Москва держала в активе более $102 млрд, в то время как в марте 2022-го показатель составлял лишь порядка $2 млрд. В мае этого года значение упало до $36 млн.
- Gettyimages.ru
- © mirza kadic
Впрочем, Западу, и прежде всего странам ЕС, удалось заблокировать порядка $300 млрд золотовалютных резервов России. При этом своими действиями европейские власти заставили задуматься большое количество стран о целесообразности хранения своих средств в долларах и евро. Такую точку зрения выразил в эксклюзивном интервью RT глава Минфина Антон Силуанов.
«В результате доля этих активов в резервах целого ряда государств начала снижаться. Доверие к таким расчётным единицам, как доллар и евро, было подорвано, потому что страны — эмитенты этих валют манипулируют ими, не только печатая в неограниченном объёме, но и используя в качестве рычага давления во внешнеполитических вопросах», — подчеркнул министр.
В течение лета вывод денег из американских ценных бумаг будет ускоряться и расширяться географически, прогнозирует Евгений Миронюк. По его словам, отток средств отражает отсутствие интереса со стороны иностранных инвесторов к казначейским обязательствам США. В свою очередь, нехватка заёмных средств рискует обернуться для Америки новым витком кризиса в банковском секторе, добавил аналитик.
«Вывод средств из трежерис увеличивает ставку госдолга США, из-за чего его обслуживание для американских властей становится дороже. В итоге это приводит к росту дефицита бюджета страны, для покрытия которого может требоваться эмиссия новой денежной массы, что лишь усиливает проинфляционное давление», — заключил Лукьянчиков.