Рынок покупателя: почему в России выросли продажи автомобилей с пробегом
В июле россияне приобрели максимальное за 11 месяцев количество подержанных автомобилей. Эксперты связывают увеличение спроса со снижением стоимости машин с пробегом. Также позитивное влияние оказал и общий рост продаж, включая сегмент новых легковушек, отмечают аналитики. В текущих условиях по итогам 2024 года российский рынок может не только выйти на докризисные показатели, но и превзойти их, не исключают аналитики.
- РИА Новости
- © Рамиль Ситдиков
В июле россияне приобрели 546,2 тыс. автомобилей с пробегом. Это максимальный показатель за последние 11 месяцев, свидетельствуют опубликованные в понедельник, 19 августа, материалы аналитического агентства «Автостат».
«Если рассматривать итоги вторичного рынка за последний год, то его ежемесячный объём был наибольшим в августе 2023-го. Тогда россияне приобрели 551,3 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Как видим, чтобы повторить этот рекорд, в июле не хватило всего 5 тыс. машин», — отметили в организации.
Самыми продаваемыми в стране по-прежнему остаются автомобили Lada: за второй летний месяц россияне купили 133 тыс. б/у машин этого бренда. Все остальные места в пятёрке наиболее популярных марок заняли японские Toyota (56 тыс. единиц), Kia (32,5 тыс. единиц), Hyundai (30,9 тыс. единиц) и Nissan (25,8 тыс. единиц).
«Одна из причин — это продолжающееся снижение цен на автомобили с пробегом, которое, по нашим данным, длится уже пять месяцев подряд. Иными словами, подержанные машины дешевеют, что не может не привлечь потенциальных покупателей», — рассказал RT руководитель пресс-службы агентства Азат Тимерханов.
По данным организации, в июле средняя стоимость легковушки на вторичном рынке составила около 1,5 млн рублей. Таким образом по сравнению с июнем 2024-го б/у автомобили потеряли в цене почти 3% или 42 тыс. рублей в денежном выражении. Средняя цена на подержанные автомобили снижается после резкого роста осенью 2023 года, отметил руководитель группы клиентской аналитики «Авто.ру» Роман Соловьёв. По его словам, тогда некоторые россияне решили не торопиться с дорогостоящей покупкой.
«В результате сейчас в пользу роста продаж в том числе играет отложенный спрос. При этом автолюбители обращают внимание не только на машины с пробегом, но и на новые транспортные средства», — добавил собеседник RT.
В России по итогам второго летнего месяца в стране было продано более 136 тыс. таких машин, что на 42% больше, чем в июле 2023-го. Наилучшие результаты продемонстрировал отечественный концерн «АвтоВАЗ»: на долю LADA пришлось свыше четверти продаж (35,6 тыс. единиц). Популярностью также пользовались китайские бренды.
«В 2022 году произошёл заметный спад предложения в сегменте новых авто. Поэтому рост от года к году сейчас обусловлен в первую очередь низкой базой предложения в 2023-м. Кроме того, дилеры наполнили склады новыми автомобилями, в первую очередь китайскими, а потребители с большей готовностью их принимают», — отметил Соловьёв.
Отметим, что автоконцерны из КНР стали активно заходить на российский рынок ещё в позапрошлом году и за это время смогли завоевать доверие потребителей. Например, если в начале 2022-го китайским компаниям принадлежало лишь 9% продаваемых в России новых легковушек, то к началу июля 2024-го значение увеличилось до 61%.
- РИА Новости
- © Рамиль Ситдиков
«До конца августа и в сентябре россияне продолжат активно покупать автомобили. Дело в том, что власти могут заметно повысить размер утилизационного сбора в середине осени, что может привести к значимому росту стоимости транспортных средств. В итоге автолюбители стараются успеть совершить покупку на текущих условиях», — рассказал RT автоэксперт Игорь Моржаретто.
С 1 октября ставка утильсбора на автотехнику и прицепы может вырасти в среднем на 70—85%, а в дальнейшем будет увеличиваться на 10—20% ежегодно. Об этом ранее заявляли представители Министерства промышленности и торговли РФ. Вместе с тем изменения не должны отразиться на российских авто и их стоимости для потребителей, подчеркнули в ведомстве.
Рыночное равновесие
Как полагают опрошенные RT эксперты, на фоне общего оживления спроса в обоих сегментах российский авторынок по итогам текущего года может вернуться к докризисным показателям. Напомним, в 2022-м на фоне масштабных санкций Запада против Москвы и ухода большинства международных концернов из РФ продажи легковых автомобилей в России рухнули более чем в два раза. Тогда с января по декабрь в стране было продано всего 626 тыс. машин по сравнению с 1,54 млн в 2021-м.
Затем на место ушедших марок на российские торговые площадки стали приходить китайские бренды. В результате уже в 2023-м авторынок сумел отыграть почти половину санкционных потерь. По итогам прошлого года продажи новых легковушек в стране увеличились почти на 70% — до 1,06 млн.
«Рынок продолжает рост на фоне низкой базы 2024-го. При оптимистичном сценарии сегмент сможет подняться до уровня в 1,3—1,4 млн новых автомобилей. С учётом повышения ставки рефинансирования более реалистичным выглядит результат 1,2 млн проданных экземпляров к концу года», — считает Роман Соловьёв.
Эксперты «Автостата» придерживаются более позитивных оценок. По их прогнозу, в 2024 году в России может быть продано около 1,5 млн новых автомобилей. При негативном сценарии показатель составит примерно 1,25 млн. Впрочем, при оптимистичном варианте значение может достигнуть максимального за последние десять лет уровня и вырасти до 1,75 млн.
«Если рассматривать итоги семи месяцев этого года, то вторичный авторынок все-таки вышел в плюс. За этот период его рост составил 0,9%. По всей видимости, такая небольшая динамика сохранится до конца года, если свою роль не сыграют негативные факторы», — заключил Азат Тимерханов.