Двойной обгон: российские и китайские машины заняли почти 80% авторынка РФ
За последний год общая доля российских и китайских легковых машин на рынке новых автомобилей в РФ увеличилась почти втрое и приблизилась к 80%. Такой вывод следует из материалов агентства «Автостат». Более того, опрошенные RT специалисты не исключают, что по итогам 2023 года значение вырастет до 90%. Наблюдаемую динамику эксперты в первую очередь связывают с уходом европейских, корейских, японских и американских брендов. Причём на сегодняшний день больше половины продаваемых в стране моделей производится российскими предприятиями, а остальные завозятся напрямую из Китая или по программе параллельного импорта.
- РИА Новости
- © Михаил Воскресенский
Российские и китайские легковые машины заняли вместе значительную часть рынка новых автомобилей в РФ, хотя ещё год назад на их долю суммарно приходилось менее трети продаж. Такие данные во вторник, 7 февраля, представили эксперты аналитического агентства «Автостат».
По подсчётам специалистов, среди купленных за первый месяц 2023 года новых легковушек в России 40,6% моделей принадлежали отечественным брендам, а 38,1% — китайским. Для сравнения: в январе 2022-го значения составляли только 20,3 и 9,6% соответственно.
В начале прошлого года главными игроками на российском авторынке были производители из Европы и Южной Кореи, чья продукция занимала 26,9 и 24,5% в общем объёме продаж. Между тем сейчас эти показатели упали до 6,1 и 8,7% соответственно. Тем временем доля японских машин сократилась — с 17,8 до 5,7%, а американских — с 1 до 0,8%.
В январе 2023-го самыми продаваемыми в России были автомобили Lada. К этой марке относится каждая третья (39%) купленная в стране машина. Кроме того, у населения большой популярностью пользуются китайские иномарки Chery (12,2%), Haval (9,1%) и Geely (7,7%), а также корейские Kia (5,1%).
«Большинство тех автоконцернов, которые работали у нас в начале прошлого года, ушли или прекратили производство в России. Пока ещё есть остатки машин, появившихся до ухода иностранных брендов или завезённых позже по параллельному импорту, но их немного. Стабильные поступления есть только от АвтоВАЗа, УАЗа и китайских производителей», — рассказал RT партнёр агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
По данным компании, ещё год назад около 82% продаваемых в РФ машин производились внутри страны: 20% принадлежало отечественным брендам, а 62% — иномаркам российской сборки. В то же время на долю импортных авто приходилось лишь 18% продаж.
Сейчас произведённые в России машины занимают 61% рынка. Из них 41% — это отечественные модели, а 20% — собранные в РФ иномарки. В свою очередь, доля поставленных из-за границы авто выросла до 39%. Около 31% этого объёма занимает официальный импорт из Китая, а 8% приходится на параллельный импорт — механизм позволяет завозить в страну оригинальную зарубежную продукцию без согласия правообладателей.
«То есть мы видим, что уход европейских, корейских, японских и американских концернов освободил пространство для российского и китайского автопрома. Естественно, отечественные компании и производители из Китая увеличили количество дилерских центров, заняли свободные площади в автосалонах и приступили к выпуску своих моделей в расширенном ассортименте», — пояснил в беседе с RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
За год количество дилеров китайских брендов в РФ выросло на 46% — до 1,05 тыс., а российских — на 8%, до 452. Всего же в стране сегодня насчитывается чуть больше 3,16 тыс. автодилерских центров.
- РИА Новости
- © Виталий Тимкив
По словам Игоря Моржаретто, на данный момент бренды из КНР предлагают российским автолюбителям всё больше новых моделей и выгодных предложений. Причём, как подчеркнул эксперт, по качеству китайские иномарки уже фактически не отличаются от корейских и вплотную приблизились к европейским.
«В результате отношение россиян к моделям из Китая становится всё более благосклонным, о чём говорят растущие продажи. По ценам, конечно, проводить сравнение довольно сложно, поскольку весь модельный ряд, включая китайский, за прошлый год подорожал на нашем рынке на 30—50%», — добавил Моржаретто.
Тем не менее, по словам Артёма Деева, в среднем китайские машины пока стоят дешевле западных аналогов, что устраивает многих россиян. Впрочем, самыми продаваемыми остаются именно отечественные марки, так как для многих водителей ключевым преимуществом остаётся большая доступность автозапчастей, добавил аналитик.
Прогнозный оптимизм
В 2022 году на фоне масштабных санкций Запада против Москвы и ухода части зарубежных компаний из РФ продажи новых автомобилей в стране упали почти на 59%. Так, если ещё в 2021-м россияне купили с конвейера порядка 1,52 млн машин, то по итогам 2022-го значение сократилось до 626 тыс., подсчитали в «Автостате».
По мнению экспертов агентства, в 2023-м рынок начнёт постепенно восстанавливаться. Причём если ещё в январе специалисты компании прогнозировали рост продаж по итогам текущего года в лучшем случае на 25% — до 780 тыс., то теперь аналитики не исключают увеличения показателя сразу на 39% — до 870 тыс. единиц.
Восстановлению рынка во многом будет способствовать именно всё большее присутствие китайских и российских авто, считает Игорь Моржаретто. Впрочем, по его словам, для возвращения объёма продаж к докризисным значениям может потребоваться ещё продолжительное время. Похожей оценки придерживается и главный аналитик компании «ТелеТрейд» Марк Гойхман.
«В структуре рынка доля российских и китайских авто в текущем году может увеличиться до 50 и 40% соответственно. Восстановление объёмов продаж возможно в течение нескольких лет в случае повышения доходов населения и платёжеспособного спроса, а также поддержания относительно невысоких ставок по автокредитованию», — предположил собеседник RT.
Отметим, что ещё в июле 2022 года власти перезапустили программу льготного кредитования в России. В рамках инициативы можно получить заём на выгодных условиях при покупке отечественных автомобилей УАЗ, Lada и ГАЗ стоимостью до 2 млн рублей. В этом случае скидка составит 25% от цены транспортного средства в Дальневосточном федеральном округе и 20% — в других субъектах страны. Изначально программа должна была завершиться 20 декабря 2022-го, но Министерство промышленности и торговли продлило её на 2023-й.