«Это и живопись, и музыка, и балет»: российские синхронисты не расслабляются в отсутствие конкуренции на Играх БРИКС
Игры БРИКС в Казани стартовали соревнованиями по синхронному плаванию, а их первыми чемпионами стали Светлана Колесниченко и Андрей Мальцев. Накануне в рамках форума состоялась премьера документально-художественного фильма Марии Киселёвой «Под двумя небесами», наглядно продемонстрировавшего, как много потерял этот уникальный вид спорта в связи с отстранением россиян и изменениями в правилах. Впрочем, в национальной команде не ропщут на отсутствие достойной конкуренции, главная задача по-прежнему — отрабатывать свои программы на 100%.
- Светлана Колесниченко
- РИА Новости
- © Александр Вильф
Соревнования по синхронному плаванию в программе Игр БРИКС стартовали в четверг одними из первых, хотя на самом деле началом турнира в этом виде спорта можно было считать предыдущий день с премьерой документально-художественного фильма «Под двумя небесами». Инициатором и создателем картины выступила трёхкратная олимпийская чемпионка Мария Киселёва — по совместительству вице-президент профильной федерации в стране и создатель поистине уникального шоу олимпийских чемпионок, которое существует в нашей стране вот уже 20 лет.
«Идея фильма заключалась в том, чтобы показать наш вид спорта как абсолютно новый вид искусства. Соединить 25-летнюю историю побед и историю культуры России. Это и живопись, и музыка, и балет. Название «Под двумя небесами» тоже появилось неслучайно. Дело в том, что, находясь под водой, девушки видят как бы два небесных свода, первый из которых — это поверхность самой воды. В переносном смысле синхронное плавание — это тоже две совершенно разные вселенные. Очень тяжёлый во всех отношениях спорт, с одной стороны, и совершенно безграничное творчество — с другой», — отметила Киселёва.
По словам трёхкратной олимпийской чемпионки, специфика этой водной дисциплины ещё и в том, что по-настоящему зацепить зрителя, довести качество интерпретации до высокой степени искусства совершенно невозможно при недостаточной технической подготовке.
«Творческий процесс очень сильно затягивает, особенно когда даёт девчонкам возможность уходить абсолютно в любые образы, делать то, что было невозможно реализовать в рамках соревнований. Порой это становится совершенно новым опытом даже для олимпийских чемпионок и для чемпионок мира. Плюс это хороший элемент продвижения синхронного плавания, его популяризации. Стоит подчеркнуть, что только очень сильные спортсменки способны интерпретировать ту или иную тему так, чтобы зацепить зрителя до глубины души. Но если ты прекращаешь тренировки даже на короткий период времени, очень быстро выходишь из формы», — поделилась Киселёва.
Премьера фильма стала прекрасной возможностью увидеть, как многого лишилось синхронное плавание с введением новых правил. Первоначальная идея была благой: сделать вид спорта более объективным, дать возможность составлять программу при помощи элементов определённых групп, имеющих чётко обозначенную стоимость. Подразумевалось, что чем выше уровень участников, тем более сложные композиции они смогут составлять. Но по факту это стало работать совершенно иначе. Новшество практически сразу привело к тому, что программы стали восприниматься как братья-близнецы.
Второй из «подводных камней» — несоответствие реальной сложности элемента и его стоимости. Например, одной из наиболее сложных технических задач во все времена считалось умение спортсменки исполнять элемент под названием «винт». Последний требует идеальной вертикали, умения держать её продолжительное время, находясь на определённой высоте. Выполнить подряд три винта гораздо сложнее, чем трижды сделать этот элемент за счёт темпа — через группировку. Но второй вариант оценивается выше, поэтому более популярен. Соответственно, в синхронном плавании, где планку для всего мира на протяжении четверти века устанавливали российские девушки с идеальной, балетной вычищенностью движений, появилось больше неряшливости.
Всё это, судя по дискуссиям в близких к виду спорта кругах, с большой вероятностью может стать поводом изменить правила ещё раз — после Олимпийских игр в Париже.
Если же говорить о техническом прогрессе… Он прежде всего коснулся поддержек. Благодаря появлению таких дисциплин, как комбинация и акробатическая группа, требования к «надводной» части вышли на другой уровень. Соответственно, среди специалистов, работающих на общий результат, появились не только прыгуны в воду, но и цирковые акробаты. Другой вопрос, что абсолютно все возможные поддержки сейчас прописаны в каталоге, откуда при постановке программ предсказуемо выбираются наиболее дорогие. И, как следствие, одинаковые.
Своя тонкость, правда, есть и здесь. Далеко не во всех бассейнах глубина позволяет синхронисткам сделать три подводных «этажа», чтобы вытолкнуть атлета на максимальную высоту. Подводная камера и приставленный к ней специальный судья строго контролируют, чтобы нижние не касались дна. Иначе говоря, изысканный, на грани высокого искусства вид спорта — это ещё и выверенная годами очень жёсткая технология, внутри которой отрабатываются сила толчка, слаженность, резкость. Неслучайно шутят, что хрупкая внешне девушка-синхронистка способна ударом ноги убрать со своего пути любого спецназовца. Без сильных мышц на воде не выстоять. Тем более так, чтобы внешне не было видно ни малейших усилий.
В Казани сборная России выступает максимально расширенным составом: в одном из видов программы предстанут юниорки. Стратегически это решение выглядит невероятно мудрым: при очень небольшом количестве соревнований нужно использовать любую возможность показать себя на публике. И уж тем более на международном уровне. Опыт, который атлеты и тренеры получают на таких турнирах, — это совершенно другой опыт, нежели на «междусобойчиках» внутри страны. Особенно для юниорской команды, где состав меняется каждый сезон, соответственно, всегда очень много новичков, которым приходится в экстремальном режиме завоёвывать себе место под солнцем.
Тренер ребят Наталья Мендыгалиева особенно подчеркнула тот факт, что сложившаяся ситуация необыкновенно сплотила всех. Каждый понимает, что делает одно дело, и старается сделать его максимально хорошо. Что до конкуренции, в недостатке которой нередко упрекают Игры БРИКС, исчерпывающий ответ на этот счёт дала Киселёва.
«В синхронном плавании никогда не была популярна точка зрения, мол, сильных нет, значит, можно позволить себе расслабиться. Спортсменов с самого детства приучают отрабатывать свои программы на 100%, чтобы никто ни к чему не мог придраться. Это всегда было непреложным правилом. И неважно, кто твой соперник», — пояснила Мария.