Сентиментальная история французской куртизанки: в прокат выходит фильм «Жанна Дюбарри»
В четверг, 20 июля, на большие экраны выходит биографическая драма Майвенн «Жанна Дюбарри», в которой постановщица исполнила главную роль. Кроме того, в проекте задействованы Джонни Депп, Пьер Ришар, Бенжамен Лаверн, Мельвиль Пупо и другие актёры. Действие разворачивается во Франции времён правления Людовика XV вокруг известной среди высоких господ куртизанки Жанны Дюбарри. Волей случая она оказывается во дворце и мгновенно привлекает внимание монарха. Любовь женщины из низшего сословия и короля вызывает скандал в Версале, обитатели которого не намерены мириться с этой связью.
- © Кадр из фильма «Жанна Дюбарри» (2023)
В четверг, 20 июля, в кинотеатрах выходит биографическая картина «Жанна Дюбарри», в которой главные роли исполнили Джонни Депп и Майвенн, выступившая также режиссёром проекта. В числе продюсеров ленты есть и российские кинематографисты: Константин Ёлкин, Эльвира Дмитриевская и другие.
Картина Майвенн «Жанна Дюбарри» основана на биографии модистки и любимой женщины короля, жившей в XVIII веке. Путь Жанны Вобернье по отцу и Бекю по матери, безродной девочки из низшего сословия, которая стала любовницей сначала гасконского графа Жана Дюбарри, а затем и самого Людовика XV, показан в киноленте Майвенн с сочувствием к героине, но без излишнего трагизма. При этом отдельные эпизоды могут вызвать слезу у женской аудитории. Нравы и законы того времени, сохранившиеся местами и по сей день, предопределили будущее девочки.
С малых лет Жанна смотрела на роскошь, которой не владела, — её мать служила в доме высокопоставленного аристократа.
Среди увлечений героини было искусство, благодаря чему она быстро находила общий язык с госпожами, которым читала вслух. В то же время, очаровывая своей красотой и умением держаться мужскую половину двора, она часто выдворялась вон.
Майвенн показывает, что у дочери кухарки был ограниченный выбор: идти по стопам матери или встать на панель. Она, будучи натурой страстной, проявляющей интерес к культуре, предпочитает общаться с соответствующими людьми и выбирает жизнь куртизанки. Хлебнув в жизни немало горя, Жанна ко всему относится несколько отстранённо, при этом сохраняя детскую непосредственность и игривость.
- © Кадр из фильма «Жанна Дюбарри» (2023)
В атмосфере тотального патриархата Майвенн раскрывает историю женщины, которой с ранних лет было суждено бороться за выживание. В итоге это стремление привело её в Версаль. Именно благодаря искренности, красоте и непохожести на знатных особ Жанна производит на Людовика XV неизгладимое впечатление и уже на следующий день после знакомства оказывается в покоях французского монарха. Она возвращает склонному к меланхолии Людовику вкус к жизни и сладострастию. Весёлый нрав девушки становится заразительным и наполняет сердце короля, который тоже начинает иногда по-детски озорничать.
В то время как Дюбарри бросает вызов устоям Версаля — танцует босиком во дворце, катается на лошадях вместе с возлюбленным в мужском наряде и появляется на званом ужине с распущенными волосами вместо напудренной и высокой причёски, чем вызывает ещё больший гнев приближённых короля, — режиссёр придерживается традиционализма в повествовании. Картина снята натуралистично и ярко — в духе исторического романтизма. Визуальная составляющая и атмосфера ленты, подчёркиваемые эффектными костюмами и дворцовым убранством, дарят эстетическое наслаждение. Вдобавок роялизм подкрепляется классической оркестровой музыкой Стивена Уорбека. В то же время цветовое решение и природные явления в фильме символизируют надвигающийся драматичный исход.
Сама история вызывает бурю чувств: от жалости к женщинам того времени и порабощённым, не имевшим права голоса туземцам в лице темнокожего раба Жанны, до солидарности с главной героиней, оставившей след в истории.
При этом у Жанны нет амбиций, как у предыдущей возлюбленной государя — маркизы де Помпадур, — и интереса к политике. Наоборот, будучи реалистом, она понимает, что в любой момент может надоесть королю — и её заменят на другую молодую особу. При этом в ней нет злобы ни к жизни, ни к людям, всё, что ей нужно, — быть любимой и дарить благо тем, кто дорог. Однако само существование Жанны вызывает ревность и гнев дворцовых обитателей. Ко всему прочему новая возлюбленная монарха не отличается изысканностью манер: ей так и не удаётся освоить ритмичное движение при уходе от самодержца, не поворачиваясь к нему спиной.
- © Кадр из фильма «Жанна Дюбарри» (2023)
Майвенн-актриса передала утончённость, ранимость и душевное благородство своей героини, которая говорит и поступает в соответствии с чувствами. Даже годы спустя, будучи фавориткой короля, она неподвластна гордыне и не ведёт себя высокомерно, в отличие от аристократок. Кинематографистка изображает и Жанну, и Людовика с явным уважением, которого она не оказывает другим дворянам, предстающим циничными и бесстыдными.
Например, ближе к финалу, не успев вытереть слёзы по поводу кончины монарха, они соревнуются, чтобы первыми пасть ниц перед наследником. А принцессы и вовсе карикатурны: на фоне взбалмошных и сумасбродных барышень Дюбарри — истинное воплощение нравственности и духовности.
Постановка Майвенн так же убедительна, как и её игра. Несмотря на то что картина преподносится как биография, некоторые детали в ней изменены и художественно оправданны. В то же время сначала история напоминает сказочный сюжет о Золушке, правда, в интерпретации для взрослых. Этот приторный образ героини вызывает как минимум недоумение. Учитывая ремесло Дюбарри, подробности которого в большей степени остаются за кадром, она сохраняет чистоту нравов, порядочность и предстаёт едва ли не целомудренной девушкой с добрым сердцем, не питающей страсти к роскоши. В подтверждение в гардеробе героини преобладают светлые тона. Цветовая гамма в одежде вообще подчёркивает настроение Жанны на протяжении всей ленты.
Фильм, ознаменовавший возвращение Джонни Деппа в кинематограф, нельзя назвать триумфальным для актёра. Фокус в нём смещён на главную героиню, а экранный партнёр не затмевает её и служит опорой и поддержкой. При этом артист харизмой и пронзительной выразительностью приковывает к себе внимание каждый раз, когда появляется в кадре, несмотря на то что его персонаж — немногословный и сдержанный мужчина с толстым слоем грима на лице, облачённый в многослойное королевское одеяние.
Ещё одним актёрским успехом ленты стал Бенжамен Лаверн, сыгравший помощника и доверенное лицо короля Ла Борда. По мере развития сюжета персонаж Лаверна эволюционирует и выходит на первый план, становясь важной фигурой повествования, а персонально для Жанны — родственной душой.
В целом фильму, которому характерен сдержанный и ровный тон, недостаёт некоторой дерзости и смелости, которые позволили бы насытить и обогатить его. Но благодаря игре актёров, самобытным персонажам, сюжетной композиции и изысканному антуражу картина может найти отклик у зрителей.