Ушастый против инопланетян: «Чебурашка» обошёл «Аватар» и стал самым кассовым фильмом в российском прокате
Сказочная семейная картина «Чебурашка», снятая по мотивам книг Эдуарда Успенского, за две недели широкого проката побила рекорд 2009 года, принадлежавший фантастической ленте Джеймса Кэмерона «Аватар», и покорила планку 3,5 млрд рублей по сборам. Таким образом, «Чебурашка» стал самым кассовым фильмом за всю историю российского кинопроката. Благодаря успехам ленты уровень посещаемости кинотеатров в новогодние праздники достиг допандемийного уровня.
- © Кадр из фильма «Чебурашка»
Сказочная семейная комедия «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко («О чём говорят мужчины», «Последний богатырь») стала абсолютным лидером всех времён в отечественном кинопрокате. Фильм уверенно шёл к покорению этой высоты с момента выхода на экраны, ставя рекорд за рекордом: около десяти дней потребовалось «ушастому», чтобы обойти «Холопа» Клима Шипенко (3,08 млрд рублей) и занять первое место среди отечественных картин в домашнем прокате. Теперь «Чебурашка» одержал ещё одну победу: под его натиском пал рекорд «Аватара», державшегося на вершине с 2009 года с суммой сборов, превышающей 3,5 млрд рублей.
Ещё один рекорд «Чебурашки» — это сумма по ежедневным сборам в новогодние праздники. С 2 по 6 января включительно лента занимала первое место в рейтинге за всю историю проката.
«С первого дня, когда выпустили «Чебурашку», — аншлаги в кинотеатрах. Электронные системы продажи билетов много зависали, в результате происходили сбои, потому что это был совершенно неожиданный, непредсказуемый ажиотаж на «Чебурашку», который ранее мы никогда не видели», — цитирует генерального директора кинотеатров «Премьер Зал» Владимира Петелина портал E1.ru.
Среди возможных причин успеха картины — главный герой, материал и его подача, обеспечивающие ностальгические чувства взрослым зрителям и привлекающие внимание детей. Как отметила министр культуры России Ольга Любимова, даже несмотря на то, что праздники уже закончились, сарафанное радио работает и люди продолжают ходить на сеансы.
Кроме того, отечественные критики среди факторов успеха называют доверие к команде Дьяченко, снявшего «Последнего богатыря», все части которого также собрали весьма внушительную кассу.
Ещё один возможный нюанс — это отсутствие серьёзной конкуренции на отечественном рынке. Другие российские картины, вышедшие в новогодний прокат, оказались менее заметными, да и сопоставимыми производственными бюджетами похвастать не могли.
Вклад в успех ленты Дьяченко внёс и уход западных мейджоров с российского рынка: например, со второй частью кэмеронского «Аватара» «Чебурашке» в открытую столкнуться не пришлось — в официальный прокат американский блокбастер не вышел.
- © Кадр из фильма «Чебурашка»
Огромный успех фильма стал настоящим праздником для владельцев кинотеатров, которые за новогодние каникулы вышли на допандемийный уровень показателей по сборам и посещаемости. С 1 по 8 января более 13 млн россиян посетили кинотеатры.
«В кинотеатрах уровень посещаемости достиг допандемийного периода… Тот репертуар, который был представлен, заинтересовал ровно на прежнем уровне, несмотря на то что зарубежных блокбастеров в прокате не было. Это 4,4 млрд рублей сборов, на сеансы фильмов в кинотеатрах было продано 13,2 млн билетов — это 95% возможной посещаемости», — рассказала на брифинге Ольга Любимова.
Следом за «Чебурашкой» по сборам идут пятая часть мультипликационной франшизы «Иван Царевич и Серый волк» и картина Владимира Котта «Непослушник 2».
Благодаря успешным показателям новогодних праздников российские кинотеатры смогут выплатить часть долгов, накопившихся за 2020—2022 годы, но все финансовые дыры всё равно не закроют, считает генеральный директор компании Comscore в России, член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев.
«Маленькие лучики надежды по перспективам проката в 2023 году в кинотеатрах есть, это очень хорошо. Успех «Чебурашки» повлиял на результат работы кинотеатров первых восьми дней нового года», — цитирует Исаева НСН.
Его мнение разделяет и другой член Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Васясин. В беседе с RT он отметил, что «в январе кинотеатры справились, но одним «Чебурашкой» весь год сыт не будешь».
Аналогичную точку зрения высказал и глава ассоциации Алексей Воронков. Он считает, что для нормального функционирования отрасли фильмов, подобных «Чебурашке», в России должно выходить в разы больше.
«Чебурашка» — это удивительный фильм, который выстрелил. Но чтобы кинотеатр жил, чтобы люди постоянно ходили в кино, чтобы кинотеатру хотя бы работать в ноль, а не в минус, надо собирать 35—40 млрд рублей в год… Поэтому нам надо десять таких «Чебурашек» в год», — цитирует Воронкова ТАСС.