«Леший», «Волнорез», «Лесочек»: какие средства РЭБ российские военные используют для защиты транспорта от беспилотников
Воронежские инженеры разработали комплекс противодействия БПЛА «Леший», предназначенный для защиты автотранспорта. Об этом сообщили в «Ростехе». Изделие создаёт защитный купол над автомобилем, который гарантирует подавление каналов управления беспилотниками, в том числе FPV-дронами. Как утверждает разработчик, «Леший» отличается высокой надёжностью и низкой стоимостью. Ранее для защиты автотранспорта российская промышленность создала и наладила выпуск средств подавления «Волнорез» и «Лесочек», которые успешно применяются в зоне СВО. По словам экспертов, усиление защиты автомобилей крайне важно для обеспечения бесперебойного снабжения передовых подразделений ВС РФ.
- Мобильный комплекс противодействия беспилотникам «Леший»
- © «Ростех»
Специалисты Воронежского центрального конструкторского бюро (ВЦКБ) «Полюс» разработали комплекс противодействия БПЛА «Леший», предназначенный для защиты автотранспорта. Об этом сообщает пресс-служба «Ростеха».
«Подавитель, входящий в состав комплекса «Леший», размещается на крыше автомобиля и формирует помехи, создавая защитный купол над транспортным средством. Это гарантирует подавление каналов управления беспилотниками, в том числе FPV-дронами. Радиус действия комплекса составляет не менее 250 м. Аппаратура эффективно работает в движении, но также может применяться стационарно», — говорится на сайте госкорпорации.
Устройство эффективно работает в движении, но также может применяться и для обороны стационарных строений и конструкций — например, для обеспечения безопасности промышленных объектов. На сегодняшний день оно прошло испытания и проверку в Научно-исследовательском испытательном институте радиоэлектронной борьбы Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС ВВА).
По словам генерального директора ВЦКБ «Полюс» Анатолия Кузнецова, от существующих аналогов «Леший» отличается высокой надёжностью и низкой стоимостью. В настоящее время предприятие проводит модернизацию комплекса.
«Производство изделий полностью локализовано на мощностях ВЦКБ «Полюс». От наших заказчиков поступают положительные отзывы о работе комплекса. В настоящее время мы ведём работы по расширению диапазона частот», — рассказал Кузнецов.
«Москитная логистика»
Как считают опрошенные RT эксперты, проблема обеспечения защиты автотранспорта от атак БПЛА крайне актуальна, особенно в контексте СВО. Именно с помощью автомобилей на линию боевого соприкосновения (ЛБС) доставляется большая часть грузов.
«Зачастую используются всем известные «буханки» (семейство полноприводных микроавтобусов УАЗ-452. — RT). Это дешёвый, надёжный транспорт, имеющий к тому же хорошую проходимость. Эти рабочие лошадки поставляются в основном волонтёрами. «Буханки» очень помогают, но они никак не защищены», — отметил основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
- «Буханки» для ВС РФ
- © Народный фронт
По его словам, войска вынуждены пользоваться обычным гражданским транспортом по причине так называемой москитной логистики.
«Реалии боевых действий требуют сильного дробления крупных партий боеприпасов и иных грузов. Соответственно, резко возрастает потребность в малогабаритном транспорте. Да, можно использовать бронеавтомобили, но они существенно сложнее в производстве и несравнимо дороже. К тому же бронеавтомобили всё равно необходимо дополнительно защищать от атак дронов», — пояснил Корнев.
Аналогичной точки зрения придерживается и военный эксперт Александр Зимовский. «Буханку» ценят в войсках за способность перевезти до трёх четвертей тонны грузов, указал он.
«Ни людей, ни грузы к фронту грузовиками не перевезёшь. Стоит признать, что из-за обилия средств разведки и поражения любой транспорт рискует попасть под обстрел артиллерии или удар дронов. Эта ситуация актуальна для обеих сторон конфликта. По этой причине пункты боепитания (места, куда доставляются грузы. — RT) располагаются в отдалении от передовых позиций, но и такая мера не слишком сильно снизила опасность поражения внедорожников и тех же «буханок», — рассказал Зимовский.
Современный автотранспорт нуждается в средствах индивидуальной защиты, и в первую очередь — в компактных комплексах радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые можно установить на крышу, уверены специалисты.
Помимо «Лешего», в настоящее время выпускается и поставляется в войска устройство под названием «Волнорез». Его разработал военный инженер и специалист по радиоэлектронной борьбе. В открытых источниках имя изобретателя не разглашается в целях безопасности.
«Волнорез» представляет собой модульный комплекс РЭБ. Он состоит из ударопрочного корпуса, влагозащищённых байонетных разъёмов, антенны и магнитного основания с высокой силой сцепки. Изделие имеет коническую форму и прикрепляется к крыше автомобиля или бронемашины. На одну единицу техники можно установить несколько подавителей.
Масса одного модуля «Волнореза» составляет 13 кг, диаметр (без ручек) — 384 мм, а высота — 202 мм. Мощность излучения системы достигает 30 Вт. Комплекс может работать в диапазоне температур от -40 °С до +60 °С.
- Внедорожник ВС РФ
- РИА Новости
- © Константин Михальчевский
«Мы поняли, что нам нужен максимально простой модульный комплекс, сделанный по-военному. То есть солдат должен в критической ситуации не только включить комплекс РЭБ, но ещё и не сломать его. Много инцидентов разных было: кто-то полярности путает, кто-то не те напряжения подаёт — более низкие, однако «Волнорез» достаточно устойчив к таким ситуациям. Последняя модификация уже обладает системой защиты, отдельными предохранителями», — цитирует РИА Новости создателя «Волнореза».
В середине апреля разработчик рассказал, как комплекс помог спасти экипаж российского внедорожника, который подвергся атаке FPV-дронов.
«У них (российских военнослужащих. — RT) на машине стоял «Волнорез» — все бойцы набились в один автомобиль, и, буквально как только они нажали на газ, где-то через полминуты в 50 м от них упал дрон, потом ещё один, и потом ещё. Так они ехали, а FPV-дроны противника, как ни пытались, не смогли их догнать. Все они могли бы погибнуть, машина была небронированная — обычный внедорожник. Но спаслись», — сообщил инженер.
Ещё одним эффективным мобильным комплексом РЭБ считается «Лесочек» разработки воронежского концерна «Созвездие», который, как и ВЦКБ «Полюс», входит в контур предприятий «Ростеха». Его выпуск был налажен до СВО. Первоначальной задачей изделия была защита от радиоуправляемых минно-взрывных устройств. В зоне операции применение «Лесочка» позволяет нарушать сигналы управления малоразмерными БПЛА.
Как заявил в ходе прямой линии и большой пресс-конференции в декабре 2023 года президент России Владимир Путин, «Лесочками» сейчас оснащаются практически все бронемашины ВС РФ.
По данным Минобороны РФ, любой квадрокоптер или FPV-дрон, попавший в радиус действия «Лесочка», «теряет управление и связь с оператором, что в конечном итоге приводит к его падению».
Открытой информации о характеристиках этого комплекса РЭБ нет. Однако по информации военного ведомства, опубликованной ещё до СВО, по своей эффективности «Лесочек» существенно превосходит аналоги «за счёт увеличенного рабочего диапазона частот и новых способов формирования помех».
«Лесочек» обладает высокой конфликтной устойчивостью в условиях применения противником средств радиоэлектронного подавления и самонаводящегося по излучению оружия, что существенно повышает его боевую устойчивость», — говорится в материалах Минобороны РФ.
Комплексная работа
Малогабаритные комплексы РЭБ получили большое распространение в зоне СВО, констатируют аналитики. Вместе с тем их высокая эффективность достигается в сочетании с другими антидроновыми изделиями.
По словам Дмитрия Корнева, средство РЭБ не должно работать постоянно, так как оно может нарушить радиосвязь внутри подразделения и попасть в поле зрения вражеской разведки. Для обеспечения адресной работы оператор комплекса подавления должен получать сигнал предупреждения о воздушной угрозе, пояснил эксперт.
- Военнослужащие ВС РФ в зоне СВО
- РИА Новости
- © Алексей Майшев
Данную функцию выполняют компактные детекторы или полноценные системы контроля воздушного пространства (СКВП). Одно из таких изделий создали специалисты тульского Центрального конструкторского бюро аппаратостроения (входит в «Ростех»).
СКВП представляет собой сеть радиолокационных станций с неподвижной фазированной антенной решёткой. Их могут устанавливать на треноги, на транспортные средства и на крыши высотных зданий, вышки сотовой связи и балконы жилых домов.
Разработчик утверждает, что СКВП способна обнаруживать небольшие дроны на дальностях до 4 км и на предельно малых высотах полёта. В частности, система может предупреждать о приближении коптера типа «Баба-яга» и украинских самолётных БПЛА.
Как полагает Александр Зимовский, к вопросу защиты автотранспорта в зоне СВО нужен комплексный подход. Однако разработчики средств обороны находятся пока на вторых позициях.
«Разработчикам средств РЭБ априори приходится решать более сложные инженерные задачи, чем разработчикам БПЛА. В итоге изменения в дроны вносятся гораздо быстрее, чем в комплексы противодействия им. На текущий момент никто не может дать гарантии защиты от дронов, но ряд мер позволяют заметно сократить риск поражения», — отметил Зимовский.
С его точки зрения, одним из обоснованных решений является сочетание различных антидроновых средств — использование детекторов, малогабаритных комплексов РЭБ и так называемых бронеодеял, которые способны защитить автотранспорт от разрыва гранат и других боеприпасов осколочного типа поражения.
«Критерий истины в вопросе защиты от БПЛА — это фронтовой опыт. Он говорит нам о необходимости использовать разные устройства и методы. Например, некоторые части автомобиля прикрываются противоосколочными полотнами или одеялами. Но в любом случае без средств РЭБ не обойтись. На сегодняшний день только они способны предотвратить прямое попадание дрона-камикадзе по автомобилю», — заключил Зимовский.