«Не желают нашего возвращения»: в Норвегии выразили недовольство занятиями Ступак на трассах Кубка мира в Италии
В Норвегии остались недовольны тренировками российской лыжницы Юлии Ступак на трассах Кубка мира в Италии. Чемпионка мира Тириль Венг заявила, что её видели в Тоблахе и Ливиньо, а президент местной федерации Эрик Рёсте потребовал принять меры. В Международной федерации лыжного спорта (FIS) произошедшее объяснили наличием у Ступак специального жилета, заменяющего аккредитацию, и пообещали впредь не допускать подобного. В ответ наставник сборной России Юрий Бородавко заявил, что организация не вправе указывать атлетам, где им тренироваться. А по мнению бывших лыжников Александра Завьялова и Максима Вылегжанина, препоны даже в таких мелочах свидетельствуют: FIS не собирается снимать ограничения с отечественных атлетов.
- РИА Новости
- © Федерико Модика
Содержимое
«Ожидаю, что будут приняты меры»
Российские лыжники уже почти год лишены возможности выступать на международных соревнованиях. И в ближайшее время ситуация, похоже, кардинально не поменяется. Во всяком случае, пока FIS не готова идти им на уступки даже в мелочах. Показательным стал скандал, разгоревшийся вокруг тренировок Юлии Ступак на трассах в Италии, где проходят этапы Кубка мира.
На то, что олимпийская чемпионка Пекина занимается там, пожаловалась норвежка Тириль Венг. Она подтвердила, что видела соперницу в Тоблахе, и заявила, что около двух недель назад россиянку заметили на трассе в Ливиньо. В свою очередь, президент Федерации лыжных видов спорта страны и член правления FIS Эрик Рёсте высказал недовольство данным фактом.
«Я не знаю действующих правил для въезда и пребывания в Италии граждан Белоруссии и России. Очевидно, что она не будет тренироваться на трассах КМ, не имея допуска. Совет Федерации лыжного спорта принял такое решение, и я ожидаю, что по этому поводу будут приняты меры», — цитирует функционера VG.
Объяснил ситуацию гоночный директор FIS Михал Лэмплот. По его словам, Ступак попала на стадион в специальном жилете, которые выдают аккредитованным для участия в турнире лицам. Он пообещал впредь не допускать подобного.
«Я не знал, что она находилась на трассе, где проходят соревнования, одетая в жилет. Однако это произошло, и мы разобрались, откуда она взяла костюм. Мы поговорили с командой и сказали им, что он предназначен только для спортсменов, которые будут участвовать в гонке, и предупредили, чтобы такого больше не повторилось», — отметил Лэмплот в разговоре с NRK.
Высказался о произошедшем и бывший главный тренер сборной РФ Маркус Крамер. Он подчеркнул, что спортсменка приехала в Италию для подготовки к февральскому этапу Кубка России. По мнению специалиста, её занятия на местных трассах не должны восприниматься как проблема.
«Он слишком много на себя берёт»
В России жалобы норвежцев восприняли с непониманием. Наиболее жёстко отреагировал на них наставник сборной Юрий Бородавко. Он посоветовал скандинавам сначала обратить внимание на собственные допинговые проблемы, а также выразил недоумение в связи с тем, что FIS собирается диктовать лыжникам, где им проводить тренировки.
«Он слишком много на себя берёт. Российские спортсмены не допущены к соревнованиям, но они так же могут заниматься в том месте, в котором захотят. Лучше бы Рёсте не скрывал допинговые скандалы в своей федерации и не лез туда, куда не просят», — заявил специалист в комментарии «Спорт-Экспрессу».
«Все эти годы он скрывал в своей стране допинговые скандалы, а теперь мешает находиться в Европе людям, которые просто отстранены от соревнований. Этот человек давно себя запятнал и не должен находиться у руля лыжного спорта Норвегии», — подчеркнул Бородавко.
Поездку подопечной в Ливиньо он объяснил тем, что местная высота идеально подходит для подготовки к главным стартам. Ступак должна пробыть там вплоть до соревнований «Чемпионские высоты», которые стартуют 23 февраля в Архангельской области.
При этом президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе заверила: вояж олимпийской чемпионки в другую страну не связан с возможной сменой спортивного гражданства. Вступилась за подругу по команде и Вероника Степанова, отметившая, что «норвежские партнёры» не имеют права решать, где россиянам можно проводить сборы.
«В большей части Европы нам рады: как ждали, так и ждут. А «мы закрываться ни от кого не собираемся» — эту цитату я уже приводила. Тренируемся в России? Наш выбор! Есть смысл работать в Италии — значит, будем тренироваться в Италии. За свои, за призовые от спонсоров, например. Ну-ка, отними!» — написала Степанова в Telegram-канале.
«В FIS не заинтересованы в нашем возвращении»
По мнению опрошенных RT экспертов, реакцию FIS в данной ситуации сложно объяснить чем-либо, кроме неприязни. Так, чемпион мира 1982 года Александр Завьялов считает, что в некоторых странах россиян по-прежнему не хотят видеть, даже если они приезжают туда для набора формы. В качестве примера он привёл Норвегию, которая активнее остальных выступала за наложение санкций.
«Там чётко сказали: если вас допустят до стартов на территории нашей страны, мы не сможем гарантировать вашу безопасность. Дескать, жители отечественным лыжникам будут не рады. То же самое происходит сейчас со Ступак, хотя она не претендует на участие в гонках, а просто тренируется в Италии. Что поделать, они не хотят, чтобы мы топтали их землю. Удивляться тут нечему. Но ничего страшного в этом не вижу: наши ребята и дома готовятся не хуже, чем где-либо», — подчеркнул Завьялов.
Недоумение по этому поводу высказал и трёхкратный призёр Олимпийских игр Максим Вылегжанин. Однако он тоже уверен, что даже введение запрета на въезд в Европу не скажется на форме россиян.
«Мне совершенно непонятно, почему наши лыжники, в том числе Ступак, не могут тренироваться на трассах, где проходят гонки КМ. Ведь доступ туда открыт для всех — вне зависимости от санкций FIS. Но даже если Юлии сейчас запретят работать в Европе, это не должно стать для неё большой проблемой. С отстранением от международных стартов отечественные лыжники работают в России и никаких сложностей не испытывают. Весь тренировочный объём выполняется. Ну а Ступак явно поехала туда не готовиться к КМ. Просто так совпало», — предположил Вылегжанин.
Оба сошлись на том, что произошедшее свидетельствует об одном: FIS пока не собирается снимать ограничения с россиян, хотя их отсутствие негативно сказывается на уровне конкуренции. По словам Завьялова, там, напротив, довольны, что норвежцы завоёвывают максимум наград.
«То же касается и других зимних видов. Отстрани главных соперников на год-два — и норвежцы опять станут безоговорочными лидерами везде. А тот факт, что они собирают медали почти без конкуренции, никого не интересует. В протокол ведь не заносят фамилии неучаствовавших лыжников. Распределили награды — и рады. Хотят быть явными фаворитами», — добавил чемпион мира.
А Вылегжанин посоветовал задать соответствующие вопросы представителям международной федерации.
«Конечно, очень огорчает, что пока не идут навстречу россиянам даже в таких незначительных вопросах. Тут напрашивается один вывод: в FIS на самом деле не заинтересованы в нашем возвращении и пока не желают его. Сложно сказать, боятся ли они нас», — подытожил эксперт.
В свою очередь, обозреватель RT Елена Вайцеховская высказалась о поступке Венг, которая пожаловалась на тренировки Ступак в Италии. Она посоветовала не искать в поведении норвежки политическую подоплёку, а назвала его проявлением западного менталитета, исходя из которого человек обязан сообщить о нарушении.
«Это не осуждение даже, не желание сделать гадость (хотя, безусловно, бывает и так), а вбитое в голову с детства: увидел нарушение — обязан сообщить. Потому что во всём должен быть порядок. Самый анекдотичный из примеров, который помню, — в Австралии с известным штангистом Юриком Саркисяном. По поводу новоселья семьи в Мельбурне он купил барана, зарезал его на заднем дворе, приготовил шашлык, накрыл стол в лучших традициях армянского гостеприимства, пригласил соседей. Все с большим удовольствием ели-выпивали, несколько часов спустя соседи отправились домой, а ещё через полчаса приехала полиция. Выяснять, где Юрик взял барана и не жестоко ли он его зарезал. Соседи и вызвали», — вспомнила Вайцеховская.