Третий путь: как в Иране победила Исламская революция
45 лет назад в Иране началась Исламская революция. По её итогам был свергнут шах Мохаммед Реза Пехлеви, а Иран был объявлен Исламской Республикой. По словам историков, революция носила не только антимонархический, но и ярко выраженный антизападный характер. При этом Иран, в отличие от большинства государств второй половины ХХ века, строя своё будущее, избрал третий путь и не присоединился ни к социалистическому, ни к капиталистическому лагерю.
- Протесты в Иране в ноябре 1978 года
- AP
- © Aristotle Saris)
9 января 1978 года шахские войска в городе Кум расстреляли политическую демонстрацию учащихся религиозных учебных заведений. Эти действия властей спровоцировали массовые народные выступления и послужили прологом к Исламской революции, полностью изменившей Иран.
«Белая революция»
Мохаммед Реза Пехлеви пришёл к власти в Иране в 1941 году. Перед этим его отец отрёкся от престола на фоне ввода в страну советских и британских войск. В первые годы правления шаху Мохаммеду Резе Пехлеви приходилось лавировать между левым движением, правоконсервативными группировками и сепаратистскими местными элитами в регионах. При этом сам монарх во внешней политике проводил курс на сближение с США.
В конце 1940-х годов в Иране стали популярны идеи национализации британских нефтепромыслов. За это, в частности, выступал Национальный фронт, который возглавлял Мохаммед Мосаддык. В 1951-м закон об изъятии у британцев нефтяных месторождений поддержал парламент, а Мосаддык возглавил иранское правительство.
Отношения нового премьер-министра с Западом складывались напряжённо. По словам историков, британские спецслужбы пытались организовать отставку иранского кабинета министров. Как отмечают эксперты, в июле 1952 года между шахом и премьером возник спор из-за кадровых полномочий, на фоне которого Мосаддыку пришлось подать в отставку. Однако в Иране начались массовые протесты демократических сил и сторонников мусульманского духовенства. Мосаддык вернулся на пост премьер-министра и вскоре разорвал отношения с Великобританией. Лишившись реальных полномочий, шах бежал за границу.
В августе 1953 года западные спецслужбы совместно с поддерживающими шаха Пехлеви военными устроили в Иране госпереворот. Правительство Мосаддыка было свергнуто, а шах вернулся к власти, получив широчайшие полномочия.
Мохаммед Реза Пехлеви продолжил политику усиления центральной власти и придерживался проамериканского внешнеполитического курса. Он предоставил американскому бизнесу преференции в сфере добычи нефти на территории Ирана, расширил военно-политическое сотрудничество с Западом, пригласил в командование вооружёнными силами военных советников из США. По инициативе шаха происходил отход от мусульманских традиций, шла вестернизация всех сфер общественной жизни.
В 1962 году Мохаммед Реза Пехлеви начал реформы, известные как «Белая революция». Они включали в себя преобразования в земельной сфере, приватизацию государственного сектора, изменения избирательного законодательства и расширение системы образования. По словам историков, эти реформы воплощались в жизнь таким образом, что резко усилили социально-экономическое расслоение в обществе. Несмотря на формальный рост экономики, уровень жизни миллионов иранцев стремительно падал. Для пополнения казны шахское правительство обращалось за кредитами к иностранным государствам. По словам историков, негативные социально-экономические явления у простых иранцев ассоциировались с прозападной политикой шаха.
«Шах добился определённых успехов в развитии образования и здравоохранения. В стране были построены крупные промышленные предприятия. Но при этом в Иране резко усилилось социальное расслоение. Результатами реформ пользовались прежде всего верхи, а доля в обществе беднейшего населения стремительно росла», — рассказал в разговоре с RT доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Владислав Зайцев.
По его словам, центральное место в реформах шаха занимала ликвидация феодального землевладения. Однако на смену феодалам пришли крупные частные агрохолдинги, и положение крестьянства только ухудшилось. Наименее обеспеченная часть жителей сельской местности в поисках лучшей жизни стала переезжать в города, образовывая в них «пояса бедности».
- Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви
- AP
«В ходе шахских реформ была сделана ошибка, характерная для многих государств, стремившихся тянуться за Западом: посчитали, что рынок всё решит. Кто выживет — хорошо, а кто не выживет — неважно. Реформы проводились в интересах буржуазии, квалифицированных рабочих и крупных фермеров, а все остальные оставались за бортом. Крестьян согнали с земли, на которой их предки жили столетиями», — отметил в беседе с RT профессор МГИМО Сергей Дружиловский.
В политической сфере Пехлеви жёстко подавлял любую оппозиционную деятельность. Демократические свободы были свёрнуты, а оппозиционные политические партии запрещены. Кроме того, шах пытался ограничить права мусульманского духовенства и его влияние на иранское общество.
Одним из наиболее активных противников проводимых шахом преобразований стал влиятельный богослов Рухолла Хомейни. В 1963 году он призвал народ противодействовать реформам и вскоре после этого был принудительно выслан из страны.
По словам историков, шах вместо решения конкретных проблем населения занимался борьбой с оппозицией, а социально-экономический кризис тем временем становился всё более острым. В середине 1970-х годов шахские реформы окончательно зашли в тупик. В Иране возник дефицит платёжного баланса, поднялся уровень инфляции, продолжала расти безработица.
«В стране накопилась многомиллионная масса неприкаянных людей, которым никто ничего даже не обещал. Им просто дали понять, что они «не вписались в рынок». Их выход на улицы был делом времени», — подчеркнул Сергей Дружиловский.
«На принципах социальной справедливости»
9 января в результате расстрела демонстрации в Куме, по неофициальным данным, погибли около 60 человек. По словам историков, это вызвало сильное возмущение в иранском обществе, и протесты стали ещё более активными.
На улицы массово выходили мелкие торговцы, рабочие, служащие, студенты. Руководили акциями протеста религиозные деятели. Как отмечают эксперты, шахские власти попытались успокоить протестующих, пойдя на формальные уступки вроде закрытия игорных домов и перевода календаря на мусульманское летоисчисление, но это не сняло основные социальные противоречия, поэтому протесты продолжились.
В начале сентября вся страна была охвачена антиправительственными демонстрациями. Только в Тегеране в них участвовали около 1 млн человек. Власти ввели в 12 городах военное положение, но это не принесло никаких результатов. На предприятиях нефтяной промышленности и транспорта, в банках, на почте и даже в правительственных учреждениях начались забастовки. Хомейни из-за рубежа призвал народ к борьбе с прозападным правительством.
Власти вынуждены были пойти на более серьёзные уступки протестующим: разрешили регистрировать новые партии, начали выпускать политзаключённых, согласились повысить зарплату рабочим и служащим государственного сектора. Часть оппозиции начала склоняться к компромиссу с шахом, однако Хомейни выступил категорически против любых договорённостей с властью.
В конце 1978 года один из лидеров умеренной оппозиции Шапур Бахтияр согласился на предложение шаха стать премьер-министром. Сам Пехлеви в январе 1979 года выехал «на лечение» за рубеж, передав власть регентскому совету. Однако и эти меры не смогли снять напряжение в обществе.
«Ликвидация монархии была объективным процессом. Старая система уже не подлежала реформированию. Само свержение шаха оказалось бескровным, но все противоречия оно не сняло, и основные кровавые события были ещё впереди», — отметил в разговоре с RT востоковед Саид Гафуров.
- Протесты в Куме
- AP
- © Michel Lipchitz
Хомейни объявил новое правительство незаконным и призвал к продолжению революции. По всей стране стали возникать исламские комитеты, не только координировавшие народные выступления, но и превратившиеся фактически в органы местного самоуправления. В Тегеране сторонники Хомейни создали Революционный исламский совет, в который входили авторитетные светские и религиозные деятели. Совет превратился в альтернативный правительству центр власти. В акциях протеста участвовали миллионы людей. Кабинет Бахтияра стремительно терял влияние на происходящее.
1 февраля 1979 года Хомейни вернулся в Тегеран. Население столицы Ирана встретило его с ликованием. Вскоре Революционный исламский совет объявил о создании временного революционного правительства, которое возглавил оппозиционный шаху политик Мехди Базарган. Однако убедить сторонников Бахтияра мирно передать власть революционерам не удалось.
- Рухолла Хомейни во время возвращения в Иран в 1979 году
- AP
- © Campion
9 февраля гвардия атаковала учебный центр ВВС, личный состав которого принимал участие в демонстрациях. Это спровоцировало начало вооружённого восстания в Иране. Уже через два дня Высший военный совет объявил о нейтралитете армии, а вскоре после этого перешёл на сторону восставших.
Хомейни объявил о победе Исламской революции и приступил к реформированию государственности, исходя из принципов верховенства власти авторитетного мусульманского законоведа. На проведённом в конце марта референдуме более 98% населения выступили за преобразование Ирана в исламскую республику.
- Антишахские демонстрации в Иране в декабре 1978 года
- AP
«Хомейни пришёл к выводу, что разделения власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную) недостаточно и что для поддержания баланса сил в обществе нужен четвёртый сдерживающий фактор, которым стало духовное руководство», — отметил Саид Гафуров.
В ноябре 1979 года правительство Базаргана было отправлено в отставку и вся власть перешла в руки Революционного исламского совета. Месяц спустя была принята новая Конституция. Главой государства официально стал Верховный лидер Исламской революции, при котором создавался Высший совет национальной безопасности. Органы светской законодательной и исполнительной власти ставились в прямое подчинение религиозному руководству.
- Протесты в Иране в ходе Исламской революции
- AP
- © Derek Ive
«Хомейни продвигал идею того, что государство должно быть построено на принципах социальной справедливости. При этом он не хотел опираться ни на Запад, ни на соцлагерь и избрал для Ирана третий путь. Это показало другим странам, что строить своё будущее можно самостоятельно, не примыкая ни к каким блокам», — подытожил Сергей Дружиловский.