История

«Весьма неоднозначные последствия»: зачем Хрущёв стремился сократить численность советской армии

6 января 1958 года Совет министров СССР принял постановление о сокращении вооружённых сил на 300 тыс. человек. Спустя год первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв предложил урезать армию ещё на 1—1,5 млн военнослужащих. С точки зрения советского лидера, страна не нуждалась в крупных войсковых соединениях при наличии мощного ракетно-ядерного щита. Аналитики считают, что, уменьшая численность армии, Хрущёв в числе прочего стремился получить дипломатические и репутационные выгоды. По словам экспертов, в результате хрущёвских военных реформ СССР обрёл ядерную триаду, но это сказалось на развитии других важнейших вооружений.

«Весьма неоднозначные последствия»: зачем Хрущёв стремился сократить численность советской армии

  • Никита Хрущёв
  • Gettyimages.ru

65 лет назад ЦК КПСС и Совет министров Советского Союза приняли постановление о сокращении армии на 300 тыс. человек.

Незадолго до этого по поручению Президиума ЦК КПСС Минобороны СССР рассмотрело вопрос об уменьшении количества военнослужащих и сочло возможным урезать штатную и списочную численность вооружённых сил страны.

Под увольнение, как посчитали в ведомстве, должны попасть кадры из органов управления, тыловых и обслуживающих частей и учреждений, военно-учебных заведений и боевых частей.

Советские военнослужащие негативно отреагировали на такое решение. Как следует из опубликованных СМИ материалов КГБ, в письмах жёнам и близким они жаловались на повальное расформирование частей и несоблюдение социальных обязательств. Например, один из офицеров Забайкальского военного округа в феврале 1958 года назвал хрущёвское сокращение «повальной демобилизацией».

«Наша дивизия расформируется. Из нашего полка (пока по слухам) останется всего пять человек, то есть почти все будут уволены в запас… Мы, надо сказать, одеты и обуты, но ты бы посмотрела, как у нас демобилизуются офицеры, у которых по двое-трое детей: ни одежды, ни денег, ничего нет, и увольняют без пенсии… Настроение у всех ужасное. Сейчас просто повальная демобилизация», — говорилось в его письме.

«Тяжёлое бремя»

В комментарии RT кандидат военных наук Сергей Суворов рассказал, что постановление правительства СССР о сокращении 300 тыс. солдат и офицеров стало ещё одним шагом первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва к существенному уменьшению численности армии.

«Воплощение в жизнь представлений Хрущёва об армии имело весьма неоднозначные последствия. С одной стороны, он не жалел денег на развитие ракетно-ядерных программ, что было оправданным в те годы. С другой стороны, от его реформ достаточно сильно пострадали Сухопутные войска, чего как раз нельзя было допускать в условиях холодной войны», — пояснил Суворов.

Советский лидер полагал, что у СССР нет необходимости содержать большое количество крупных соединений как по экономическим, так и по военно-техническим соображениям.

По мнению Хрущёва, огромные бюджетные расходы на армию и оборонную промышленность отвлекают ресурсы от развития народного хозяйства.

«Гонка вооружений уже сейчас тяжёлым бременем ложится на плечи народов. Огромное количество человеческой энергии, знаний, изобретательности, мастерства падает как в бездонную бочку, поглощается растущими вооружениями», — говорил Хрущёв.

При этом, как считал первый секретарь ЦК КПСС, Советский Союз вполне мог бы эффективно обеспечивать свою обороноспособность с помощью ракетного вооружения, в том числе стратегического класса.

Так, в записке членам президиума ЦК Компартии от 8 декабря 1959 года Хрущёв предложил урезать численность ВС ещё на 1—1,5 млн человек и «пойти на дальнейшее сокращение вооружений в нашей стране даже без условий о взаимности со стороны других государств».

По его расчётам, такие меры не должны были подорвать обороноспособность СССР.

«Моё такое мнение основывается на том, что, во-первых, мы сейчас достигли хорошего положения в развитии экономики Советского Союза; во-вторых, мы имеем прекрасное положение с ракетостроением; мы, собственно говоря, сейчас имеем ассортимент ракет для решения любой военной проблемы как дальнего, так и ближнего боя», — говорил Хрущёв.

  • Подготовка к первому успешному пуску отечественной межконтинентальной баллистической ракеты Р-7
  • © Министерство обороны России

Первый секретарь ЦК КПСС напомнил, что в арсенале СССР находятся ракеты «земля — земля», «воздух — земля», «воздух — воздух», атомные подводные лодки, «хороший ассортимент» боезарядов различной мощности.

«Я уверен, что это (дальнейшее сокращение ВС. — RT) было бы очень сильным, потрясающим шагом… Думаю, что сейчас было бы неразумным иметь атомные и водородные бомбы, ракеты и в то же время держать большую армию», — написал Хрущёв.

В итоге 15 января 1960 года Верховный совет СССР принял закон «О новом значительном сокращении Вооружённых сил СССР», по которому из армии должны были уволить ещё 1,2 млн человек.

«Провести новое крупное сокращение Вооружённых сил СССР, а именно на 1 200 000 человек. В связи с этим расформировать соответствующее количество частей, соединений, военных училищ Советской армии и Военно-морского флота, соответственно сократив вооружения, а также уменьшить расходы Советского Союза на военные нужды по государственному бюджету СССР», — говорилось в первых двух статьях этого документа.

В результате реализации законодательных норм численность советских ВС должна была снизиться до 2,4 млн человек. При этом, согласно открытым данным, по состоянию на 1 марта 1953 года в рядах армии служили 5,3 млн человек.

Однако в полной мере планы Хрущёва реализованы не были. Первой причиной этого, по словам экспертов, стал разразившийся летом 1961 года Второй Берлинский кризис, возникший из-за противоречий вокруг принадлежности немецкой столицы.

На переговорах в Вене в июне 1961 года президент США Джон Кеннеди заявил Хрущёву, что Соединённые Штаты готовы при необходимости воевать против попыток Москвы включить Западный Берлин в состав ГДР.

  • Участок Берлинской стены, октябрь 1961 года
  • Gettyimages.ru
  • © Ron Burton

Кроме того, глава Белого дома настаивал на необходимости сохранить присутствие в ФРГ американских ВС на неопределённый срок. После совещаний с руководителями стран Организации Варшавского договора и восточногерманским лидером Вальтером Ульбрихтом было принято решение возвести Берлинскую стену.

Вторым серьёзным испытанием для военно-политического руководства СССР и США стал Карибский кризис 1962 года, который также мог закончиться глобальным вооружённым конфликтом. 

«Опасное заблуждение»

До снятия с должности в 1964 году Хрущёв оставался убеждённым сторонником политики формирования компактных ВС и массовой «ракетизации» как основы обороноспособности СССР.

«Как мне представляется, Хрущёв явно пытался извлечь определённые дипломатические и репутационные выгоды от курса на сокращение армии. Наряду с этим он стремился аккумулировать ресурсы для достижения паритета с США в ракетно-ядерной сфере», — прокомментировал в беседе с RT логику советского лидера основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

По его словам, именно при Хрущёве СССР обрёл ядерную триаду, то есть наземные, воздушные и морские средства доставки ядерных боезарядов до американских объектов в Европе и на территории США. Однако для достижения реального ядерного паритета с американцами было ещё далеко.

«При Хрущёве действительно произошёл рывок в развитии советских ядерных сил. Это было значимым достижением в период холодной войны. Тем не менее даже в финале его правления советская ядерная триада сильно отставала от американской. Паритет был достигнут только в середине 1970-х годов, и уже без ущерба для остальных видов и родов войск», — отметил Корнев.

По мнению Сергея Суворова, исправление перегибов хрущёвской военной политики началось с приходом к власти Леонида Брежнева. Так, уже в середине 1960-х годов численность ВС приблизилась к 5 млн человек. Впрочем, реформы бывшего советского лидера оставили определённый негативный отпечаток на развитии армии и тяжёлого вооружения.

«Больше всего СССР отстал в ствольной артиллерии — как по буксируемым, так и по самоходным комплексам. Напомню, что именно артиллерия даёт около 90% потерь в вооружённых конфликтах. При Хрущёве в опалу попал Василий Грабин, многие по-настоящему перспективные разработки были похоронены», — пояснил Суворов.

  • Стрельба из буксируемой гаубицы «Гиацинт»
  • © Константин Михальчевский

Эксперт добавил, что после смещения Хрущёва наступил ренессанс в развитии артиллерии. Своеобразным символом новой эпохи в истории этого оружия стало постановление советского правительства от 4 июля 1967 года о создании сразу четырёх самоходок: «Гвоздика», «Фиалка», «Акация» и «Тюльпан». Позднее начались работы по комплексам «Астра», «Ландыш», «Пион» и «Гиацинт». Большая часть этих систем в модернизированном виде стоит на вооружении российской армии.

Как полагает Суворов, стратегическая ошибка Хрущёва состояла в чрезмерном расчёте на сдерживающий эффект от наличия мощных ракетно-ядерных сил. По мнению эксперта, главный урок, который необходимо извлечь из военной политики советского лидера, заключается в том, что развитие вооружённых сил в любую эпоху должно носить комплексный и сбалансированный характер.

«К сожалению, и сейчас порой можно услышать мнение, что России якобы не нужна большая армия, если есть ядерное оружие. Это очень опасное заблуждение. Реалии холодной войны и нашего времени таковы, что РФ нужны ВС, способные эффективно выполнять самые разные задачи без угрозы применения ЯО», — резюмировал Суворов.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»