«Вопреки здравому смыслу»: что стоит за словами Шольца о преодолении зависимости Германии от России в энергосфере
Германия быстро адаптировалась к «новой реальности», в которой нет места сотрудничеству с Россией, заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц. По его словам, страна больше не зависит от российских газа, нефти и угля, поскольку Германия якобы смогла трансформировать энергетику в течение нескольких месяцев. Впрочем, канцлер сообщил, что власти продолжают работать над сокращением «односторонней зависимости» немецкой экономики. Эксперты назвали заявления Шольца слишком оптимистичными и не отражающими реального положения дел, поскольку отказ от сотрудничества с РФ в энергосфере пагубно повлиял на конкурентоспособность ФРГ, её экономику и благосостояние самих немецких граждан, протестные выступления которых остаются вне поля зрения немецких властей.
- AP
Канцлер ФРГ Олаф Шольц в преддверии своего визита в Аргентину, Чили и Бразилию заявил в интервью южноамериканским газетам La Nación, El Mercurio и O Globo, что Германия якобы адаптировалась к отсутствию сотрудничества с Россией.
«24 февраля 2022 года — это поворотный момент, и Германия быстро адаптировалась к новой реальности. Реальности, в которой мы больше не сотрудничаем с Россией. За несколько месяцев мы изменили систему энергоснабжения в Германии и сделали себя независимыми от газа, нефти или угля из России. И мы работаем над тем, чтобы уменьшить одностороннюю зависимость нашей экономики», — сообщил Шольц.
При этом, отвечая на вопрос журналиста, канцлер ФРГ вынужден был признать, что Германия, требуя от других стран мер по защите окружающей среды, после отказа от российских энергоресурсов увеличила добычу и использование ископаемого топлива.
«Это правда, что в этом году нам придётся использовать больше ископаемой энергии, потому что мы больше не можем полагаться на поставки энергоресурсов из России. Сейчас мы временно продолжаем использовать уголь и газ. Но Германия хочет к 2030 году производить около 80% электроэнергии из возобновляемых источников и к 2045 году стать полностью климатически нейтральной. Вместе с нашими латиноамериканскими партнёрами мы хотим укрепить возобновляемые источники энергии во всём мире», — сказал Шольц.
Далее во время совместной пресс-конференции по итогам встречи с президентом Аргентины Альберто Фернандесом Шольц отметил, что Берлин заинтересован в сотрудничестве с Буэнос-Айресом в области сжиженного газа, лития и зелёного водорода.
Антироссийский курс
Напомним, в марте 2022 года Германия поддержала Брюссель в намерении как можно быстрее ликвидировать зависимость еврозоны от импорта российских энергоресурсов. Позднее, в апреле, Евросоюз ввёл пятый санкционный пакет против России, включающий эмбарго на поставки угля и других твёрдых ископаемых видов топлива в ЕС из РФ с августа 2022 года. В июне ЕС утвердил шестой пакет рестрикций, в который вошёл, в частности, запрет на покупку, импорт или передачу сырой нефти и ряда нефтепродуктов из России в страны Евросоюза. В документе уточнялось, что для отказа от сырой нефти ЕС потребуется шесть месяцев, а от продуктов нефтепереработки — восемь. Кроме того, в октябре 2022 года страны Европейского союза в рамках восьмого пакета санкций согласовали потолок цен на нефть и запрет европейским компаниям страховать и перевозить морем сырьё из РФ в третьи страны по цене выше $60 за баррель. Эти меры, а также эмбарго на российскую нефть начали действовать с 5 декабря. Также страны ЕС согласовали потолок цен на газ — €180 за МВт·ч.
Стоит отметить, что по мере поэтапного отказа от российских энергоресурсов Евросоюз и, в частности, Германия приступили к активному поиску альтернативных источников сырья.
В свою очередь, Соединённые Штаты пообещали Европе снабжать её сжиженным природным газом. В середине января 2023 года глава американской компании EQT Тоби Райс заявил на конференции в Абу-Даби, что США готовы обеспечить поставку СПГ в Европу по цене около $380 за 1 тыс. куб. м по долгосрочным контрактам. Однако Райс не уточнил, в каких объёмах будет поставляться американский СПГ на европейский рынок.
Напомним, до отказа от российских энергоносителей Европа получала газ из РФ по трубам по цене гораздо ниже американской. К примеру, как отмечал в сентябре 2021 года глава РФ Владимир Путин, стоимость 1 тыс. куб. м по долгосрочным контрактам для той же Германии составляла $220.
22 января агентство Bloomberg опубликовало материал, авторы которого констатировали, что, отказавшись от российских энергоресурсов и объявив о независимости от поставок российского трубопроводного газа, Германия попала в зависимость от поставок сжиженного природного газа. На следующий день это же агентство сообщило со ссылкой на данные Минэкономики ФРГ, что у Германии уйдут годы на то, чтобы начать получать газ в тех же объёмах, в каких его поставляла Россия по газопроводам.
«Министерство экономики Германии письменно ответило на вопросы депутатов Левой партии и сообщило, что только к 2026 году ФРГ удастся построить собственные мощности по импорту СПГ пропускной способностью 56 млрд куб. м, что примерно соответствует объёму поставок по трубопроводу из России в 2021 году», — пишет агентство.
- Газовые трубы в ФРГ
- Gettyimages.ru
- © Bodo Marks
«Становится слабее и теряет значение»
Впрочем, как отметил старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, заявление Шольца о прекращении связей с РФ — в первую очередь в сфере энергетики — выглядит достаточно абсурдным, поскольку отказ от контактов с Россией, «мягко говоря, не принёс Германии ничего хорошего».
«Отношения, которые до недавнего времени существовали между ФРГ и РФ, были взаимовыгодными и во многом способствовали нарастанию экономической мощи Германии и благосостоянию немецкого народа в целом. Слова Шольца о планах продолжить разрывать оставшиеся связи с Москвой противоречат здравому смыслу и свидетельствуют о том, что Шольц не обладает самостоятельностью: выступая с подобными заявлениями, он старается подыграть Вашингтону, который теперь будет зарабатывать на поставках дорогого СПГ в Европу», — заявил эксперт в разговоре с RT.
Кроме того, по мнению Оленченко, разрыв Германией «полезных связей» с Россией ведёт к потере конкурентоспособности ФРГ.
«Германия без российских энергоресурсов становится слабее и теряет статус как экономического, так и политического полюса в Европе, поскольку именно на качественном и относительно недорогом топливе из РФ держалось благосостояние ФРГ, да и всего ЕС. Сейчас Шольц заявляет, что Берлин будет укреплять связи с южноамериканскими странами в сфере энергетики, в частности с Аргентиной, по поводу СПГ, но, как и в ситуации с американским сжиженным природным газом, это достаточно дорогое удовольствие, намного менее выгодное, чем приобретение российских энергоресурсов», — сказал аналитик.
Схожей позиции придерживается и старший научный сотрудник Центра сравнительных и политических исследований ИМЭМО РАН Александр Камкин. Он назвал заявление Шольца «слишком оптимистичным».
«Даже с учётом аномально тёплой зимы цены в Германии и ЕС в целом на энергоресурсы всё равно остались очень высокими. И при таких условиях германская экономика будет мало конкурентоспособна. Поэтому оптимизм Шольца никак нельзя разделить. Ни США, ни Аргентина, ни любая другая страна не сможет предложить цены, по которым в своё время Россия поставляла в ФРГ газ и другие энергоресурсы. Германия сильно проиграла, отказавшись от этих связей с РФ», — констатировал эксперт в беседе с RT.
При этом Камкин назвал трансформацию системы энергоснабжения, о которой говорит Шольц, «авральной». Аналитик полагает, что вследствие таких действий уже сейчас происходит медленная деиндустриализация Германии, поскольку многие промышленные компании закрылись, а часть фирм вынуждены были перевести свои активы в те же США, где сейчас для них «тихая гавань и лучше условия для бизнеса».
«Складывается впечатление, что подобная тенденция будет носить долгосрочный характер. Фактически Берлин назло Москве и следуя в фарватере Вашингтона отморозил себе уши. Но, несмотря на это, Шольц намерен до конца выполнить задачу, поставленную перед ним США: полностью исключить любые варианты сотрудничества с Россией, хотя и во вред экономике ФРГ и собственным гражданам, многие из которых выходят на протесты, но остаются неуслышанными», — заключил эксперт.